Эта статья была уже написана, готовилась к печати, когда пришла радостная весть: воспитанники кировской математической школы Алексей Чиликов и Иван Изместьев, выступившие на Московской Международной математической олимпиаде, стали победителями: Алексей получил золотую медаль, Иван - серебряную. Без всупительных экзаменов оба они зачислены на механико-математическкй факультет МГУ.
Эта победа вятских мальчишек (Алексей учился в городской школе 35, Иваy - выпускник Сунской средней школы) еще одно доказательство верности того пути, какой избрали преподаватели-математики, Игорь Соломонович Рубанов. Они отбирают лучших, способных ребят и работают с ними постоянно, планомерно, учают к упорному ежедневному труду, помогают им усваивать знания на самом высоком уровне.
Поздравим с победой Алексея Чилкова и Ивана Изместьева, поздравим весь коллектив ЛМШ, поздравим и ее руководителя И.С. Рубанова!
Съемочная группа Кировского телевидения приехала в лагерь после обеда, в жаркий, солнечный день. Но в лагере почти никого не было. Где же ребята "Кого снимать"? Оказалось, все на футбольном поле: сегодня проходит "суперматч" " ребята сpaжались с преподавателями, и, кажется, дела складывались не в пользу взрослых: вот один мяч влетел в их ворота, второй... М-да, явно над педагогами нависла опасность разгрома...
Телевизионщики сняли несколько игровых моментов, затем запечатлели на пленку любителей плавания на байдарках. Кинооператор был явно недоволен: ну, играют в футбол, ходят на байдарках, ну, кто-то в теннис, в шашки играет... Так это почти в КАЖДОМ лагере. А я должен снять сюжет о летней математической школе, так мне было сказано. Где же математика" Может быть, мы не туда приехали.
Нет, телебригада приехала точно по адресу, в областную летнюю математическую школу, открытую на базе детского оздоровительного центра "Строитель", расположенного на реке Быстрице. Как и в обычном лагере, ребята здесь купаются, ходят в походы, смотрят телевизор, танцуют на дискотеке, проводят "Клуб знатоков". Но все это только после основного, главного. А главное здесь - учеба, по 3-5 часов в день, 5 дней в неделю.
Беседую с директором ЛМШ, зав. кафедрой геометрии Кировского пединститута Игорем Соломоновичем Рубановым.
"Сколько лот вашей школе?"
"Семь. За это время здесь училось более 600 ребят. Сначалп только кировчане, ныне ребята из многих городов Российской Федерации."
"Какая цель ЛМШ?"
"Воспитывать таланты. Учим ребят нешаблонно мыслить, решать нестандартные задачи. Этому помогают занятия в виде математического кружка, консультаций, математических соревнований, Их ведут преподаватели-кировчане, математики из Москвы, Санкт-Петербурга, Костромы, Нижнего Новгорода, Вильнюса, студенты столичных вузов."
Я побывал на этих занятиях, которые вел Игорь Александрович Пушмарев (для ребят просто Игорь, Гоша). Он ненамного старше своих учеников окончил кировскую школу ?60, ныне студент 4-го курса Петербургского университета. Игорь шестой раз в ЛМШ: был здесь как ученик, теперь как преподаватель.
"Сейчас занимается супергруппа, способнейшие десятиклассники из Кирова, Челябинска, Пензы, Перми, Ижевска, Нижнего Новгорода. Работать с ними интересно: все схватывают на лету. Илья Богданов, Игорь Артельных, Кирилл Мальков да и другие будут хорошими математиками."
Подошли ребята, показывают Игорю Александровичу свои решения задачи.
"Как у меня?"
"Небрежно пишешь. Ну и намахал, на полстраницы уравнение. Это можно проще решить. Подумай!"
"Такой ответ?"
"Да. Но тебе надо еще поднапрячься!"
Перерыв в занятиях. Часть ребят вышла на улицу, другие все еще сидят, решают. Чувствую, дай им волю, забыли бы обо всем, день и ночь занимались вы...
Спрашиваю Игоря Артельных:
"Нравятся занятии в школе?"
"Да, особенно по математике."
Но задачи, я вижу, очень трудные, нестереотипные.
"Так это еще интересней!"
Хожу по лагерю, знакомлюсь с ребятами. Вот Завен Сараджев, ученик школы ? 9 г. Кирово-Чепецка. Завен армянин (вся его семья вынуждена была покинуть родину из-за социально-экономических неурядиц, теперь его родители работают на кирово-чепецких предприятиях). Математика и физика - любимые предметы Завена, он участник городских математических и физических олимпиад. Мечтает поступить на физико-математический факультет МГУ.
Уже не первый год в ЛМШ Сережа и Оля Бушковы, ученики школы ? 35 г. Кирова. Сережа - победитель городских математических олимпиад.
"И в следующем году постараемся приехать в ЛМШ," - говорит Оля.
А Сережа добавляет солидно:
"Народ хороший здесь собирается!"
Познакомился я с преподавателем-костромичом Рустэмом Гусмановичем Женодаровым.
"Почему я здесь?"
"Потому что очень интересно работать с одаренными ребятами. Бросьте зерно на асфальт - оно погибнет. А попав в благодатную почву - даст всход. В математической школе ребята получают глубокие теоретические знания по математике, умение решать труднейшие нестандартные задачи. Вот почему я считаю, что ЛМШ - это замечательно! Это очень нужно, необходимо! Честь и хвала руководителю ее И.С. Рубанову, взявшемуся за ее организацию. Мы знаем, как трудно в наше время что-то "проталкивать", пробивать, создавать. А он не убоялся трудностей, взял на себя - и вот школа существует уже седьмой год, единственная школа такого рода в Российской Федерации!"
Второе занятие, на котором я побывал - математическим бой. Сражались две команды "Гитора" и "Бульбулятор". Тут все было всерьез: претрудиые задачи, защита решений, оппонентура, баллы...
Начали "бой" капитаны " Сергей ("Гитора") и Соня ("Бульбулятор"). Они решали любопытную и, с первого взгдяда легкую задачу (попробуйте и вы, читатель, решить ее): "Высота одной лестницы в доме 9 метров, длина 12; второй " 10 и 16. На первой лестнице ступени выше в 2 раза, чем на второй. На какой лестнице ковровая дорожка длиннее?"
Сергей правильно решил задачу и "Гиторе" первые очки.
"Бой" продолжается, задачи усложняются. Вот, к примеру, такая: "Восстановить квадрат циркулем и линейкой по известному центру и двум точкам на соседних сторонах".
Ребячьи головы склонились над тетрадками, слышу слова "радиус", число "ПИ", "квадратура круга", "иррациональное число"... Андрею из "Бульбулятора"" как представителю команды решить задачу не удалось. "Гитора" победила.
..."Бой" кончился, теперь можно купаться, играть в теннис, кататься на байдарках. Закончились занятия в ЛМШ, ребята разъехались. Но часто будут вспоминать дни учебы и отдыха, дружеского общения.
А я верю, что мы еще не раз услышим об этих ребятах.