Новости Ученикам Родителям Безопасность Контакты Карта сайта Поиск 

Интеллектуальный оазис

О лицее
Официальные документы
Атрибутика лицея
Лицейское сообщество
Начальная школа
Лицейская пресса
Инновационная деятельность
Противодействие коррупции
Сведения об образовательной организации
Поступающим
Наши достижения
Образовательная деятельность
Платные образовательные услуги
Мероприятия, олимпиады и конкурсы
Научное лицейское общество
Расписание
Страницы учителей
Сотрудничество
Профсоюзная жизнь
Ссылки
О лицее » Лицейская пресса » Летопись лицея » 1993-94 » Интеллектуальный оазис

Появился пять лет назад на одной из тихих улиц г.Кирова

Небольшое двухэтажное здание в окружении вековых деревьев чем-то напомнило Царско-сельский пушкинский лицей. Сравнение оказалось не только чисто чисто внешним...

Провозгласить себя лицеем в наши дни просто, стать таковым гораздо труднее. Внешне ученики физико-математического лицея ничем не отличаются от своих ровесников из обычной общеобразовательной школы, разве "очкариков" среди них побольше. Их "странности" проявляются в другом - дежурству в столовой или раздевалке они предпочтут урок, в знании физики, математики некоторые заткнут за пояс любого учителя. Впрочем, последнее воспринимается педагогами как само собой разумеющееся. Директор лицея Владислав Владимирович Юферев в таких случаях говорит: "На международные олимпиады я пока учителей не посылаю - только ребят".

Поначалу цель была одна - выявить и аккумулировать математический потенциал города. Кажется, чего проще собрать под одной крышей способных ребят. Но те, кто вынашивал эту идею (прежде всего директор), понимали: способные дети требуют к себе гораздо большего внимания, чем слабые ученики. К тому же методика воспитания и развития слабого ученика разработана в советской педагогике значительно лучше, чем сильного, тем более одаренного.

Поэтому директору новой школы пришлось идти часто интуитивно по непроторенным тропам.

Нет, он не вынимал, подобно Данко, из груди свое сердце - дорогу освещала цель, мечта, выношенная десятилетиями педагогического труда.

Первый блин - первый год работы - не оказался комом. Но из 240 ребят, набранных из разных районов города, 80 к концу учебного года пришлось отчислить. "Жестоко", - скажет кто-то. "Гуманно", - возразят ему в лицее. Ибо заниматься по 6-8 часов нелюбимым трудным предметом - наказание, суровее которого не придумаешь для подростка. Возможно, с того времени о лицее пошла слава как об очень жестком, неподкупном учебном заведении, где слово "блат" не значит ровным счетом ничего, где надо "пахать" в поте лица и иметь мозги, направленные в соответствующую сторону - математическую.

...С чего начинается школа" Принято считать - с ученика. В лицее думают иначе - с учителя. "Все зависит от того, в какие руки попадет ученик", - эту фразу не раз повторял в нашем разговоре Владислав Владимирович. Учитель в лицее в большей степени, чем где бы то ни было, чувствует себя учеником, может быть, потому стиль отношений ученика и учителя здесь как равного с равным.

Кирилл Мальков до лицея учился в школе ?16, хорошо известной своими демократическими традициями. И тем не менее он признался: "В лицее с учителями легче общаться. Здесь ученика уважают, хотя спрашивают с нас не меньше. Между одноклассниками отношения тоже более доброжелательные, совершенно не чувствуется напряжения..."

С мнением лицеистов я лицее принято считаться. В прошлом году Юрий Петрович Веснин, преподаватель математики, вел в нынешнем 11а классе очень много факультативов. В этом году ребята отказались от них, так как многие уже определились с выбором профессии и перешли заниматься в другие кружки (в лицее около 40 внеурочных курсов). "Я не стал настаивать, - спокойно сказал Юрий Петрович, - не хотят, не надо, им виднее".

Татьяна Васильевна Горбатенко, заведующая заочным отделением лицея, преподаватель математики, рассказывает: "До лицея я работала в общеобразовательной школе, преподавала в техникуме. Но такой атмосферы, как в лицее, не ощущала нигде. Здесь все увлечены учебой: и учителя, и ученики. Преподаватели в струночку тянутся, чтобы быть достойными своих учеников".

Верно сказано: "в струночку тянутся". После уроков горы литературы перелопатят, чтобы найти трудную заковыристую задачу. Однажды физик и математик, составляя вместе контрольную для 11 класса (такое здесь часто практикуется), воскликнули: "Уж эту то задачу они ни за что не решат!" После урока вышли разочарованными: "Надо же, пять человек все-таки решили!"

Предъявляя столь высокие требования к своим питомцам, лицейские педагоги считают: с каждым учеником надо разговаривать на его уровне, тогда и отдача будет выше. В лицее уже разработаны два уровня, разрабатываются еще два.

И разноуровневый подход, и сведение к минимуму репродуктивного (запоминательного) метода, и создание заочной математической школы при лицее - все это в конечном счете направлено на одно: ярче и как можно раньые выявить творческий потенциал воспитанника, его природные задатки.

Ежегодный педагогический эксперимент стал неотъемлемой частью лицейской жизни. В этом учебном году впервые при детском саде открыли первый математический класс. Хлопотно, суетно, трудно, но оправданно! Пятилетний опыт лицея подсказал: чем раньше развивать у ребенка математические способности, тем быстрее адаптируется он к лицейской среде, станет "своим" человеком.

Первоначальная задача - воспитать математическую элиту: сегодня как-то сама собой переросла в последующую: взрастить нестандартно мыслящую личность. Личность, а не просто математика. Ведь выпускники лицея поступают и в медицинские вузы, и даже на языковедческие факультеты. Единственная золотая медалистка лицея Ольга Порошина - студентка востоковедческого факультета МГУ. Недавно Оля вернулась из Китая и снова собирается на стажировку туда. Выпускница этого года Ирина Резник учится на журфаке МГУ. И все же большинство лицеистов связывают свою судьбу с точными науками и преимущественно со столичными альма-матер. Из 24 выпускников 1993 года 14 поступили в московские и петербургские вузы, причем самые престижные: МГУ, МИФИ, МФТУ им. Баумана, Санкт-Петербургскую финансово-экономическую академию. Заметьте: поступившие были не вундеркиндами, а самыми обычными рядовыми лицеистами.

А вундеркинды, или особо элитные дети, в лицее тоже есть. Они ездят на международные олимпиады и побеждают во многих из них, занимаются по индивидуальным творческим планам. Благодаря их успехам Кировский лицей стал полноправным членом международной ассоциации "Лицей" и удостоен в 1992 году диплома II степени. В 1992 году команда лицеистов (А.Усынин, П.Гвоздев, В.Замятин), участвуя в международной тест-рейтинговой олимпиаде в Москве, заняла второе абсолютное место. В "Олимпийском марафоне-93", соревнуясь сразу в пяти предметах (иностранный язык, литература, история, физика, математика), лицеисты А. Поповский, Е.Слюнкова, К.Мальков, Д.Дудников, А.Алешин заняли первое абсолютное место.

Антон Лапунов

С одним из вундеркиндов, Антоном Лапуновым (на снимке), удалось побеседовать. Застали мы его в лицее, как оказалось, случайно. "У него свободное посещение", - объяснили нам, - готовится к олимпиаде". В середине октября Антон выезжает в Аргентину на Международную олимпиаду по информатике. В числе четырех юношей будет представлять Россию за рубежом. Математикой он "заболел" рано, еще в детском садике, когда только-только познакомился с цифрами. В пятом классе уже читал учебник математики за 10 класс. Когда старший брат Алеша поступал в Нижегородский университет на факультет вычислительной математики и кибернетики, Антон вместе с ним и с папой решал все математические задачи, кроме задач по стереометрии. Информатикой тоже "заразил" его стярший брат. По настоящему же заставил увлечься ею Станислав Михайович Окулов, заведующий кафедрой ииформатики пединститута. Заприметил он Антона на одной из олимпиад, тот был там самым юным, и пригласил после олимпиады к себе в пединститут. Под руководством Окулова Антон и готовится сейчас к поездке в Буэнос-Айрес. А Игорь Соломонович Рубанов, заведующий кафедрой геометрии пединститута, свозил Антона на все математические олимпиады почти по всем городам бывшего Союза. Рассказывая о своих успехах, Антон часто повторял: "Я благодарен", - и называл имена своих учителей.

За настоящее этих и многих других лицеистов можно не беспокоиться - оно в надежных руках. А будущее? Взгляд директора лицея при этом вопросе как-то сам собой меркнет. Уже сейчас некоторые из его ребят связывают свою дальнейшую судьбу с работой за границей. Вот и еще одна проблема для педагога: как взлелеять в душах ребят чувство Родины, чтобы, несмотря ни на что, они служили Отечеству, не порывали связи с вятской землей.

Антон на прощание сказал: "Я хотел бы уехать, чтобы обязательно вернуться". Пусть будет так.

E-mail: KPML (kpml@kpml.ru); 610020, г.Киров, ул.Труда, д.16 (корпус 1), тел (8332) 216-900  
610018, г. Киров, ул. Школьная, 1 (корпус 2), тел. (8332) 213-900