Новости Ученикам Родителям Безопасность Контакты Карта сайта Поиск 

К нашим бы знаниям да "их" возможности, или кому нужны умные головы

О лицее
Официальные документы
Атрибутика лицея
Лицейское сообщество
Начальная школа
Лицейская пресса
Инновационная деятельность
Противодействие коррупции
Сведения об образовательной организации
Поступающим
Наши достижения
Образовательная деятельность
Платные образовательные услуги
Мероприятия, олимпиады и конкурсы
Научное лицейское общество
Расписание
Страницы учителей
Сотрудничество
Профсоюзная жизнь
Ссылки
О лицее » Лицейская пресса » Летопись лицея » 1993-94 » К нашим бы знаниям да "их" возможности, или кому нужны умные головы

Недавно в одной из центральных газет запомнил удивительную карикатуру: из символичной трубы, подразумевающей Россию, один за другим по ходу стрелки с указанием "Запад" шагают... мозги. Последней из трубы выходит (простите) задница в шляпе, и сторож закрывает задвижку на трубе. Сатира злая, но актуальная. Страна, цитадель передовой науки, а совсем недавно и образованности, на глазах растранжиривает свой интеллектуальный потенциал, а если говорить попросту - глупеет. По подсчетам американских экономистов, Россия из-за утечки умов теряет в год до 60-80 миллиардов долларов! До чего же мы, господи, богаты и до чего расточительны.

Как же заполнить образующийся мыслительный вакуум, который может превратить нас в страну дураков, если не изменить отношение к главному национальному богатству?

Один из таких путей - ранний поиск талантливых детей, отбор их в специализированные учебные заведения и "огранение" этих дарований с помощью педагогов высокой квалификации. Без преувеличения отнес бы к учебным заведениям такого типа Кировский физико-математический лицей.

В кабинете завуча разговариваем с 10-классником лицея Виталием Беровым, представителем известной в Кирове музыкальной династии. Видимо, в последнем колене фортуна сделала затейливый зигзаг, пробудив в юноше склонности к точным наукам. Повальное увлечение лицеистов информатикой и математикой для Виталия не обременительно, хотя занятия любимыми предметами растягивают рабочий день, как резиновый. Кроме напряженной обязательной программы, Виталий посещает еще 5 спецкурсов и занятия английским языком. Итак, углубленное изучение физики и математики плюс до 40 спецкурсов на выбор - разговорный иностранный язык, олимпиадные задачи, экономика, программирование, литература, биология, химия... Причем часть спецкурсов ребята посещают в пединституте, где занимаются под руководством вузовских педагогов.

По рассказам учителей, "вундер-кинды" буквально потрошат педагогов вопросами, общение идет на равных, и спорят на равных.

- Бывает, что возвращаюсь домой в 10 часов вечера, но обычно в 9.

- Неужели не устаешь от такой ежедневной пахоты?

- А вы знаете - в лицее чувствуешь себя более свободно, чем в обычной школе. Домашнее задание - твоеличное дело, многое строится на доверии. Родительская подпись не требуется - дневников нет. Телевизорне смотрю - итак у компьютера устаешь.Да и вообще, считаю, телек - бесполезная трата времени. Поступать собираюсь в МГУ, есть там знакомые ребята, зовут.

В прошлом году, победив на областной олимпиаде по физике, Виталий ездил на зональную в Пензу.- Волновался, конечно, народу много, 4-5 часов в напряжении, задачи сложные, нервная обстановка, времени не хватает.

Вундеркинд

В этом году Беров занял второе место на областной олимпиаде по физике, уступив первое однокласснику Сергею Никулину. В памяти его осталась увлекательная февральская поездка в Санкт-Петербург на тренировочные сборы по информатике. Задания были сложнейшие. Антон Лапунов, выпускник лицея, занял 3-е место, Виталий - 4-е.

Многие родители жалеют детей, с головой ушедших в любимое дело, забывающих об отдыхе, развлечениях. Но Виталий и его друзья сами выбрали такую жизнь, максимально уплотняя ученические годы, им интересно постижение науки.

Г.К.Корякина, заместитель директора лицея, подчеркивает, что их ребята научены главному - работать. Кто-то приберет потом к рукам эти светлые головы, и городу и области вовсе не безразлично, где найдут им применение. Педагогический и политехнический вузы - сами в нелегком положении, лицею нужна математическая помощь. Хотя спонсоры есть - областной пенсионный фонд и департамент образования.

11 -классник Антон Лапунов - один из тех, кем гордится лицеи. За год он побывал на олимпиадах в Аргентине (по информатике) и в Китае (по математике). Там и там он занял третье место. Вместе с вузовским педагогом С.Окуловым Антон выпустил книгу "Задачи международных олимпиад по информатике". Он считает, что для успеха в олимпиадах мало иметь хорошую голову и глубокую подготовку, нужна крепкая нервная система. В этом смысле сказывается помощь двух психологов лицея, которые работают с большой нагрузкой.

Антону в лицее идут навстречу, учитывая, что отрывается от учебы на время поездок. Некоторые предметы разрешили изучать самостоятельно.

Многие западные фирмы вниматльно следят за судьбой участников международных олимпиад, расчитываязаполучить их. Антон поступает на факультет вычислительной математики и кибернетики МГУ. Диплом 1-й степени на Всероссийской олимпиаде дал ему право стать студентом лучшего вуза страны без экзаменов.

- Ну вот окончишь университет, -спрашиваю, - и как может сложиться твоя судьба?

- Если будет предложение, уеду работать за границу, там больше возможностей.

А ведь такие таланты - достояние страны, их надо открывать, помочь им развиться, в них, кроме огромных средств, ум и сердце лучших наших педагогов. И каждая такая "утечка" - огромная потеря.

06 этом размышляет директор лицея Владислав Владимирович Юферев:

- Да, в какой- то степени мы лишаем детей детства в общепринятом понимании, но они сами делают свой выбор, а мы помогаем им раньше взрослеть, наша задача - создать все условия для совершенствования, поддержать и развить их интерес. О самостоятельности: некоторые наши выпускники учатся в солидных вузах и уже имеют собственное дело.

Сегодня одна из главных бед общеобразовательной школы - дефицит одаренных детей. А чтобы их пестовать, нужны и одаренные учителя. Учительская работа без отдачи - трагедия. У нас дети впитывают знания, как губка.

Проблемы индивидуальной работы с ребенком - неизвестный пласт. Ведь и дети-то у нас необычные. Накапливаем опыт, учим и учимся сами. В 11-м классе такие, как Антон Лапунов, начинают превосходить учителя в скорости и методах решения. Нам крайне необходим видеомагнитофон: есть фильм о последней олимпиаде, но нет возможности показать ребятам.

Уже сейчас нам надо миллионов 50 - это без строительства. А нужно бы и строить. Была бы гостиница, мы могли бы охватить патронажем одаренных ребят всей области.

Успехи, успехи. Их много у лицея. Рустем Саляхутдинов из 11 класса -участник сборной Яоссии по физике. Катя Слюнкова (11-й класс) заняла первое место среди девочек в интеллектуальном марафоне в Санкт-Петербурге. На последней олимпиаде лицеев СНГ она заняла третье место, а командой мы победили второй год подряд.

Но, еще раз повторяю, деньги, деньги. Каждый сбор перед олимпиадами, каждая поездка требуют огромных средств. Нам помогали и администрация Первомайского района, и АО "Стайлинг". И, считаю, мы эту помощь своими успехами отработали.

Итак, "может собственных Платонов" вятская земля рождать. Только надо бережно к ним относиться, помнить, что после войны Германия, Япония, Италия совершили экономическое чудо благодаря радикальному совершенствованию образования и науки, первоочередному вливанию средств именно в них.

Напомним слова ректора Московского университета князя С.Н .Трубецкого, сказанные почти 100 лет назад: "В школе - все будущее России. И никакие жертвы, необходимые для ее устроения и подъема, не должны останавливать правительство,которое хочет блага страны и пожелает поднять свой авторитет".

E-mail: KPML (kpml@kpml.ru); 610020, г.Киров, ул.Труда, д.16 (корпус 1), тел (8332) 216-900  
610018, г. Киров, ул. Школьная, 1 (корпус 2), тел. (8332) 213-900