Новости Ученикам Родителям Безопасность Контакты Карта сайта Поиск 

Школа - время перемен

О лицее
Официальные документы
Атрибутика лицея
Лицейское сообщество
Начальная школа
Лицейская пресса
Инновационная деятельность
Противодействие коррупции
Сведения об образовательной организации
Поступающим
Наши достижения
Образовательная деятельность
Платные образовательные услуги
Мероприятия, олимпиады и конкурсы
Научное лицейское общество
Расписание
Страницы учителей
Сотрудничество
Профсоюзная жизнь
Ссылки
О лицее » Лицейская пресса » Летопись лицея » 1989-90 » Школа - время перемен

ХЗ

Время требует новых творческих людей. А где ими становятся! Не со школьной ли скамьи все начинается! Любые преобразования происходят только с изменения внутреннего мира человека. Способности и таланты нынешних учеников " это наше с вами потенциальное будущее.

У нас в области только две специальные школы с углубленным изучением школьных дисциплин (и обе в г. Кирове). Достаточно ли этих необычных островков с дифференцированным подходом к обучению" Не забываем ли мы горькие слова председателя Госкомитета по народному образованию Г. А. Ягодина: "Никто не может сказать, сколько же талантов убито школой".

Сегодня мы делаем попытку понять, чем отличаются специализированные школы от обычных и какова атмосфера жизни в них.

В заочном диалоге участвуют директора первых, и пока единственных в области, специализированных кировских школ: "35 " В.В.ЮФЕРЕВ и "29 " А.А.ГАЛИЦКИХ.

КОРР. Каково главное отличие ваших специализированных от обычных школ"

Галицких. Официально 29-я " это средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением английского языка. Поэтому по учебному плану нашей школы ребята изучают иностранный язык со 2 класса по 3 часа, в среднем звене " уже 6 часов в неделю и 4 часа " на третьей стадии обучения.

Юферев. Делается специальный отбор среди учеников г. Кирова. Еще в нашей школе больше демократии, которая выражается в свободе определения уровня требований к ученикам. У нас нет строгих рамок, по сравнению с обычной школой мы определяем уровень требований сами, программы часто варьируем, углубляем, расширяем... Нет у нас и обязанности учителя дотянуть неуспевающего на тройки, т.е. уже в связи с этим меняются взаимоотношения между учителем и учеником. Учитель не довлеет над учеником. Разнообразно, нестереотипно хочет заниматься школьник " и учитель идет навстречу. А демократия " она у ученика уже в том, что он захотел учиться именно у нас, захотел углублять свои знания в определенном направлении. То есть реализованная свобода выбора.

КОРР. Как же происходит отбор в школу! Не собирается ли в спецшколах социальная элита"

Юферев. У нас собирается элита другая: приходят те, кто обладает достаточно высоким уровнем интеллекта, способностей. И на родителей мы не ориентируемся.

Галицких. Детей, начальников никогда не считал, как, впрочем, не вел специального учета по классовому, социальному, национальному признаку. Но по последнему нынешнему набору, что был в середине мая, могу сказать: родители учеников оказались представителями самых разных профессий... А набираем мы два класса путем конкурсного собеседования. Выявляем с помощью теста и беседы " в присутствии родителей " общую готовность к школе и проверяем то, что необходимо специально для нашей языковой школы " чистоту речи, музыкальный слух, умение интонировать.

КОРР. А можно ли в обычной школе достаточно хорошо освоить математику, иностранный язык"

Юферев. Конечно, можно развиваться в любом направлении и в обычной школе, но у нас возможэности расширены. В этом, наверное, и смысл спецшкол. Качество появляется здесь не только потому, что количество часов увеличено, но и потому, что уровень работы совершенно другой.

Галицких. Любой иностранный язык - это прежде всего система, поэтому, конечно же, любые иностранные языки лучше осваивать в такой школе, как наша. Но я считаю, что достаточно хорошо овладеть "чужим" языком при желании можно, учась и в обычной школе. Это подтверждается прошлогодним случаем, учащийся из г.Слободского после 8 класса хотел продолжить обучение у нас, он даже сдавал экзамен по английскому языку вместе с нашими восьмиклассниками (причем довольно прилично). Жаль только, что ему так и не пришлось у нас учиться, т.к. ездить ежедневно из Слободского неудобно. Впрочем, он нередко все же пользуется разрешением посещать наши уроки английского языка.

КОРР. Следует ли в обществе, где наконец-то, стала возрастать роль различных наук, школьникам изучать слишком узко язык, математику" Не трата ли это времени в ущерб разностороннему, гармоничному развитию личности"

Галицких. Во-первых, возрастает и гуманитаризация. Во-вторых, если говорить о нашей школе, я бы не сказал, что у нас чисто филологическое изучение английского языка. Тем более, что все изучение строится на коммуникативной основе, т. е. на общении. Кроме того, мы даем ребятам профессиональную подготовку, как "техническим переводчикам", а значит, им необходимы знания в области науки, техники. В-третьих, наконец, филологическое изучение любого языка " как говорил в одном из своих последних выступлений академик Д.С. Лихачев " наиболее способствует развитию мышления каждого человека.

Юферев. Общеобразовательный уровень всех предметов должен быть выдержан и в любой специальной школе. Углубление в предмет делается как дополнение к тому уровню, какой должен существовать. Причем способность к математике и физике " не узкая одаренность. Она обычно распространяется на другие сферы: к языкам, географии, истории, химии. Талант, как правило, выражается не узко, а в разных направлениях.

КОРР. Нужны ли, на ваш взгляд, в г. Кирове и области еще различные спецшколы или достаточно отдельных спецклассов"

Юферев. Спецклассы, если они не выстраиваются в вертикаль или в несколько вертикалей, обречены на ничтожное существование, т.к. не будут находить поддержки. То есть должен происходить процессформирования школы в школе: своя атмосфера, свои отношения между преподавателями и учениками. Это своеобразное объединение единомышленников. Ведь в спецшколах в значительной мере ученик действует на учителя. И учителю приходится сверх нормы выкладываться, самосовершенствоваться. А следом идет ученик.

В очень больших коллективах " школах-гигантах " никогда все интересы детей удовлетворяться не будут. Да и атмосфера здесь устанавливается другая...

Галицких. Мое давнее и твердое убеждение " нужны именно особые специализированные школы, а не спецклассы в обычных школах. Нужна особая среда для учеников и учителей.

КОРР. А что, кто мешает сделать специализированными школы-новостройки, тем более, что оборудовать и оформлять их вроде бы легче"

Галицких. Я тоже не могу понять, что этому мешает. Вот, например, довелось мне познакомиться в этом году в Молдавии со школой-лицеем. Новое здание " оригинальный проект. И когда, скажем, видишь, что специализированный хореографический класс занимается в соответственно оборудованном зале или театральный класс занимается в так называемой театральной гостиной, то осознаешь, что те, кто занимается народным образованием в Кишиневе, заботятся о развитии способностей детей. Другой пример. В этом году в Ярославле в школе-новостройке открылась уже пятая специализированная школа, т.е. сейчас там есть французская, немецкая и три английских школы.

Юферев. Да, оборудовать и оформить новостройки легче. Наше образование пока решает только главную проблему " переполненные классы... Хотя без специальных школ у нас не будет ни сильных учителей, близких к уровню преподавателя вуза, ни ярких личностей среди выпускников. А в районных центрах области, по-моему, могут открываться спецшколы по типу интернатов, чтобы дети определенного региона удовлетворяли свои особенные интересы. Это способствовало бы становлению села, ибо спецшкола есть наличие определенной культуры. Безусловно, специализация должна быть по разным направлениям и ближе к сельской жизни. Тогда какие-то проблемы могли бы решаться там, на месте, с помощью этих школ.

КОРР. Вы считаете, что только в стенах школы могут раскрыться таланты детей"

Галицких. Конечно же, нет!

Юферев. Школа и не сможет удовлетворить все интересы разных учащихся " она должна способствовать раскрытию талантов, но есть для этого и другие формы и средства.

КОРР. Имеете ли вы планы дальнейшего преобразования своей школы или ее лицо не будет меняться!

Юферев. Школа существует 2 года. Перспективы есть: пристрой к зданию, оборудование кабинетов для лабораторной и практической работы по физике (школа пока только математическая)... Нужен спортзал, не отказались бы мы и от бассейна... Но главное " хотелось бы, чтобы политехнический, сельскохозяйственный и мединституты проявляли больше интереса к нашей школе и через своих преподавателей принимали участие в развитии наших учеников, их потенциальных студентов. Ведь институтские лаборатории могли бы уже сейчас использоваться для занятий со школьниками. Вообще, мог бы в Кирове образоваться своеобразный комплекс: 35-я школа " институты. На это и материальных ресурсов меньше потребуется. Очень нужны еще и несколько комнат интернетовского типа, чтобы создавать нормальные условия для способных ребят из сельской местности (областной центр есть все-таки во всех отношениях центр, т.е. высокий уровень, возможность реализовать себя самым одаренным). Сейчас у нас около дюжины ребят из области, но могло бы быть больше " нет условий!

Галицких. Не так давно мне пришлось участвовать во всесоюзном научно-проблемном семинаре. Там наш известный писатель-публицист С.Л. Соловейчик поделился впечатлениями о своей поездке по школам США. В течение месяца Симон Львович знакомился с различными школами, расположенными в разных уголках страны. И он пришел к выводу, что такого понятия, как "американская школа", вообще нет. Каждая школа в Америке " это то, что мы называем авторской школой. Такая особенность, оригинальность учебного заведения начинается с учебных планов, сроков обучения и кончается методиками проведения уроков... И я считаю, что каждая школа должна обязательно иметь свое лицо.

КОРР. Какие вопросы больше всего занимают вас как руководителя школы"

Юферев. Хозяйственные. К сожалению, пока это так. Спецшколы должны, по идее, быть в лучших условиях, а у нас, скажем, старое здание... Средств на спецшколу только из бюджета народного образования явно недостаточно, надо искать дополнительные источники...

И встает проблема с кадрами. Учителя в основном приходят из обычных школ, а здесь нужен совсем другой уровень работы. Помогла бы договорная система использования высококвалифицированных специалистов из разных областей знаний. Ну и есть проблема с отбором учеников с соответствующей нам подготовкой.

ОТ РЕДАКЦИИ. Несомненно, две специализированные Школы на целую область " капля в море. И в Кирове, особенно в новых микрорайонах, нужны свои "английская", "математическая" и другие школы с углубленным изучением предметов. Хотелось бы знать мнения по этому поводу и облуно, и родителей, и самих школьников.

 

E-mail: KPML (kpml@kpml.ru); 610020, г.Киров, ул.Труда, д.16 (корпус 1), тел (8332) 216-900  
610018, г. Киров, ул. Школьная, 1 (корпус 2), тел. (8332) 213-900