Новости Ученикам Родителям Безопасность Контакты Карта сайта Поиск 

1999-00

О лицее
Официальные документы
Атрибутика лицея
Лицейское сообщество
Начальная школа
Лицейская пресса
Инновационная деятельность
Противодействие коррупции
Сведения об образовательной организации
Поступающим
Наши достижения
Образовательная деятельность
Платные образовательные услуги
Мероприятия, олимпиады и конкурсы
Научное лицейское общество
Расписание
Страницы учителей
Сотрудничество
Профсоюзная жизнь
Ссылки

Ура! Наш лицей, по данным журнала Карьера (Журнал "Карьера" N 4, Апрель 2000), вошел в список 100 лучших школ России! Вот статья про данный рейтинг. А в таблицах, размещенных в конце статьи, можно увидеть и положение нашего лице

АЛЕКСАНДР ТРУШИН

Школа без дураков


    Ежегодный хит "Карьеры" - рейтинг "100 лучших школ России". Каждый год №4 нашего журнала становится бестселлером - по совместительству пособием для тысяч родителей, устраивающих своих детей в школу. Главный акцент, который мы сделали, готовя эту публикацию,- возможности, которые школа может дать ребенку.


    С некоторых пор я хожу в гости с опаской. Потому что каждый новый знакомый хватает за рукав: "Слушай, у меня дочке (сыну) семь лет (десять, тринадцать, пятнадцать), подскажи, где найти хорошую школу". Я их отлично понимаю. В свое время я тоже искал школу для сына. И тоже начал с обзвона друзей. Их советы не отличались разнообразием: "Есть такая крутая школа, где внучка Черномырдина учится, я сейчас туда свою Наташку устраиваю".

    Послушать родителей, так внучка ЧВС умудряется посещать сразу три школы. Другая моя знакомая меняет школы каждый год. Ее чадо к семи годам уже прошло подготовительные группы двух очень хороших школ, а в первый класс, видимо, пойдет в третью. Но я вовсе не считаю ее сумасшедшей мамашкой. Потому, во-первых, что она хочет найти школу, где ее ребенку будет хорошо, где будут такие учителя, которые ее устраивают. И во-вторых, потому что в перемене мест учебы нет ничего плохого. Ребенок растет, меняются его интересы и склонности - зачем же привязывать его к одной парте на десять лет?

Три раза отмерь

    Я думаю, задуматься о выборе школы надо как минимум трижды. Первый раз - когда ребенку еще нет семи. А то и раньше. Что и делают сейчас большинство родителей. Второй раз - перед переходом в 5-й класс (об этом думают немногие). И совершенно обязательно - перед 10-м классом. Начнем с первого класса: как выбирать? По стартовым возможностям ребенка. Если он уже читает Агату Кристи в оригинале или знает таблицу умножения - надо отдавать в класс с продвинутой программой (например, программы развивающего обучения Занкова или Школа-2000 - см. таблицу "Дополнительная информация о школах"). Другому ребенку, наоборот, перегрузка в 1-м классе может оказаться вредна, ему нужна более спокойная, стандартная программа. Ничего страшного, еще будет время сделать рывок вперед. А пока важно заложить хороший фундамент. Все эти вопросы можно решить на психолого-педагогическом тестировании. Кстати, на тестировании вы можете присутствовать. Там нет (или не должно быть) ничего заумного. И вы увидите, действительно учителя хотят понять вашего ребенка или ищут способ от вас отделаться. Затем надо присмотреться к будущей учительнице. Чтоб была не слишком молоденькая, с достаточным опытом, но и не изможденная годами школьной нервотрепки. Желательно без методических заморочек. Времена новаторов в педагогике ушли в прошлое. Оставим в стороне и банальности про любовь к детям. Хороший учитель вообще должен быть сдержан в эмоциях - нам не нужно, чтобы на ребенка орали или сюсюкали с ним. А вот внимание к каждому ученику персонально - это необходимо. Итак, спокойная, знающая свое дело и требовательная учительница - это главное на первом этапе. В начальной школе с программой справляются практически все дети. А вот дальше начинаются проблемы. 5-9-й классы (основная школа) - время разброда и шатаний. Точнее, время самоопределения, когда ребенок должен увлекаться и пробовать себя в разных областях. Поэтому сейчас и надо посмотреть, какие возможности предоставляет школа. Причем в 5-м классе уже можно смотреть с дальним прицелом на будущую профессию. Ну хотя бы в общих чертах. Гуманитария, например, надо переводить в гимназию. Для развития естественнонаучных склонностей надо отдавать в школу физико-математического или биологического профиля. Важно правильно понять этот этап. Готовить к профессии еще рано. Но если впереди светит физтех, то в школе должны физику преподавать не на пальцах, а в хорошо оснащенном кабинете. Если вы думаете об экономическом вузе - уже сейчас должна быть усложненная программа по математике и английскому. Чтобы в этом возрасте дать ребенку как можно больше знаний по профильным предметам. И скажу еще ужасную вещь: иногда можно сквозь пальцы посмотреть на тройки по "непрофильным предметам". Пусть ребенок сам выбирает, в чем он более успешен. И научится работать самостоятельно. В основной школе (5-9-й классы) важна не только программа, но и учитель. Главное - чтобы он сам был увлечен своим предметом. Тогда дети будут к нему липнуть, проводить у него в лаборатории часы после уроков. Что нам и нужно. В 10-м классе общее среднее образование - ничто. Выбор уже должен быть сделан. Теперь нам нужна программа, четко сориентированная на вуз, в который будем поступать. То есть нам нужны либо лицей, либо школа с лицейскими классами (в расчете на технические, экономические, юридические, медицинские вузы). Гимназия - для тех, кто мечтает о классическом университетском образовании (филология, история и т.п.). Таких школ (их еще называют "договорными", потому что у них договор с вузом о совместной подготовке абитуриентов) с каждым годом становится все больше (см. "Карьеру" №8-9 за прошлый год). Самое главное: в "договорной" школе дают именно такие знания, которые необходимы для данного вуза. Повторим еще раз: математика на вступительных в Плехановской академии совсем не та, что в Бауманском университете. А поэтому очень важно, кто будет учить старшеклассников по "вступительным" предметам. Идеально, если это вузовские преподаватели. Как минимум, школьные учителя, прошедшие переподготовку в вузе и работающие под патронажем кафедры.

Касса взаимопомощи

    Лет десять назад, еще при советской власти, на учительском съезде в Одессе я видел плакат: "Чтоб вы были так здоровы, как вы нам учите наших детей". Вряд ли те юмористы догадывались, насколько пророческой окажется шутка. Потому что разница между хорошей и массовой школой сегодня видна невооруженным глазом.

    Вы приходите поступать в школу. Посмотрите. Шторы и жалюзи на окнах. Новая мебель в классах. Компьютеры. Интернет. Спутниковое телевидение. Новые книги в библиотеке. Картины на стенах. Свежие овощи и фрукты в столовой. Мячи в спортивном зале. Бассейн... Откуда все это? Из госбюджета? Не смешите. Все это за счет родителей. Образование нынче в цене. И в переносном, и в буквальном смысле. Поэтому не надо впадать в истерику, услышав вопрос директора: "Чем вы можете помочь школе?" Это неотвратимо. И об этом тоже надо подумать. Мне кажется, обустроенная школа - это верный признак, что школа хорошая. И неважно, государственная она или частная. Если родители вкладывают средства в школу - бартером или наличными, все равно,- значит, она того заслуживает. И такой школе можно доверять. И надо приготовиться внести свой вклад. Чтобы наши дети учились в приличных условиях. Государственные чиновники полагают, что все учителя должны получать одинаковую зарплату (которую им регулярно не выплачивают). И скудные суммы расходов на обучение они пытаются поделить поровну на каждого ученика. Но посмотрите на нашу рейтинговую таблицу. И вы увидите, что это далеко не так. Лучшие школы, самые известные, популярные и престижные, различаются, в частности, по материальным показателям (расходы на обучение, компьютеры и др.). Мы специально даем вторую таблицу с подробной информацией о том, чем располагает школа для нормальной жизни и учебы детей. Спасибо родному правительству за то, что оно дало нам, родителям, возможность создавать такую школу, какую мы хотим.

Домашнее задание в Интернете

    А зачем, собственно, все это - Интернет, спутниковое телевидение? Что, нельзя, как раньше: вот учитель объяснил на уроке, вот учебник, задано от сих до сих, выучил, ответил, пятерка, и так каждый день, десять лет, любимец учителей, там и золотую медаль получил, и в институт один вступительный сдал... Патриарх московского среднего образования директор 45-й школы Леонид Мильграм говорит, что бывают школы элитарные по деньгам и по интеллекту. Есть ведь закрытые, недоступные простым смертным школы, которые так и работают - по стандарту. И дети из этих школ все равно поступают в любой вуз. Потому что родители могут оплатить любую учебу - независимо от знаний отпрыска. Но далеко не каждый из нас может купить приемную комиссию. В таком случае вся надежда на современные качественные знания. Возьмите последние шесть-семь номеров "Карьеры". Почти в каждом номере у нас выступают руководители ведущих вузов. И обратите внимание: ни один не сказал, что ему нужны абитуриенты со знаниями в объеме школьного стандарта. Напротив, все хотят получить "думающих, умеющих самостоятельно работать, анализировать, сопоставлять, делать выводы".

    Задача только кажется сложной, на самом деле она просто непривычна. Мы, нынешнее поколение родителей школьников, как и наши родители, и родители родителей, приучены в школе читать только учебник. И мы умеем получать информацию только из одного источника. Либо ОРТ, либо НТВ. А чтоб воспринять оба канала и составить свое мнение - это уж слишком. Так вот, сегодня в продвинутых школах именно это и считают главной задачей. Уже в начальных классах детей приучают рыться в энциклопедиях, справочниках, словарях. И главной формой домашнего задания становится письменная работа, эссе, в котором надо сформулировать свою точку зрения. Для старшеклассников становится нормальной работа в Интернете. Во многих школах домашнее задание уже начинается с этих самых http и www. И на уроках иностранного языка дети читают зарубежные газеты и смотрят новостные программы из Англии, Германии, Франции, Испании. Другими словами, детей готовят к жизни в открытом, многополюсном мире. Чтобы они могли после школы поступить как в российский, так и в любой зарубежный университет. Чтобы в конце концов стали не дешевой рабсилой для западных компаний, а достойными специалистами на мировом рынке труда.

    Анатолий Каспржак, директор Московской городской педагогической гимназии № 1505:

    "Раньше "престижными" считались школы, где учились дети высокопоставленных родителей. Либо школы, в которых интеллигенция могла давать качественное образование своим детям без дополнительных затрат. Таких школ было не так уж много, все они были на слуху, как, впрочем, и сейчас.

    Но теперь понятие "престижная школа" приобрело и новый смысл. Например, в частных школах обеспечены прекрасные условия - количество денег, которое тратится на ученика, резко, в десятки раз, отличается от того, что может позволить себе государственная школа.

    Наша гимназия - школа для детей из семей, где образование по-прежнему престижно. У нас достаточно высокий конкурс - 5-7 человек на место. И это несмотря на демографический спад: к нам уже приходят первые дети экономического кризиса, а их значительно меньше.

    Я уже не раз замечаю, что учителя экспериментальных школ приводят своих детей к нам. Значит, себе не доверяют? Один из показателей качества образования - учатся ли дети преподавателей в той же школе. Мой старший сын окончил гимназию, сейчас второй здесь же. И многие семьи приводят сюда детей из поколения в поколение."

Методика составления рейтинга

    Для участия в рейтинге были приглашены все учебные заведения, о которых "Карьера" писала в 1998-2000 годах. По нашей просьбе региональные, областные, краевые и республиканские органы народного образования отобрали лучшие школы в своих регионах. Всего на наши вопросы ответили 147 школ.

    Как и в прошлом году, мы сохранили 20 основных показателей (В1-В20). Они были рассчитаны в соответствии с данными, предоставленными редакции самими учебными заведениями. Показатели рассчитаны таким образом, чтобы все участники рейтинга оказались в равном положении независимо от контингента учащихся и численности преподавательского состава. В частности, такие данные, как число выпускников, окончивших школу с медалью (В5), и число выпускников, поступивших в вузы за последние три года (В6), вводились не в натуральном виде, а в процентном отношении к общему числу выпускников.

    Методика расчета четырех показателей (награды и премии школы (В1); число участников всероссийских и международных олимпиад (В4); квалификация педагогов (В8); связь с вузами (В12) - в этом году изменена. Для расчета показателя В1 (индекс наград и премий школы) была создана шкала наград и премий. При этом каждому виду наград и премий были присвоены ранги шкалы от 1 до 3: областные, городские награды и премии - 1, всероссийские награды и премии - 2, международные награды и премии - 3.

    Затем для каждого вида наград и премий определялось "перевзвешенное" значение по формуле Kх(NхА1)/(А1+Аn), где К - ранг шкалы, N - число учебных заведений, участвующих в рейтинге, А1 - число наград и премий данного вида в первом учебном заведении, Аn - число наград и премий данного вида в n-учебном заведении. Окончательное значение индекса наград и премий школы получается путем суммирования перевзвешенных значений для каждого вида наград и премий.

    Для расчета показателя В4 (индекс участия во всероссийских и международных олимпиадах) также была создана шкала: всероссийские олимпиады - 1, международные олимпиады - 2. Далее для каждого вида олимпиад определялось "перевзвешенное" значение по формуле Kх(NхС1)/(С1+Сn), где К - ранг шкалы, N - число учебных заведений, участвующих в рейтинге, С1 - число участников олимпиад данного вида в первом учебном заведении, Сn - число участников олимпиад данного вида в n-учебном заведении. Конечное значение индекса участия во всероссийских и международных олимпиадах находится путем суммирования перевзвешенных значений для каждого вида олимпиад.

    Шкала показателя В8 (индекс квалификации педагогов школы): грамоты, медали и т.п. - 1, премии - 2, почетные звания - 3, ученые степени - 4. Затем для каждого вида квалификации определялось "перевзвешенное" значение по формуле Kх(NхD1)/(D1+Dn), где К - ранг шкалы, N - число учебных заведений, участвующих в рейтинге, D1 - число наград и премий данного вида в первом учебном заведении, Dn - число наград и премий данного вида в n-учебном заведении. Значение индекса квалификации педагогов школы получается путем суммирования перевзвешенных значений для каждого вида квалификации.

    Шкала показателя В12 (индекс связи школы с вузами): договор о подготовке абитуриентов - 1, участие преподавателей вуза в учебном процессе - 2, совмещенные экзамены - 3, зачисление старшеклассников на факультет довузовской подготовки - 4, зачисление старшеклассников на 2-й курс вуза - 5. Затем для каждого вида связи школы с вузами определялось "перевзвешенное" значение по формуле Kх(NхЕ1)/(Е1+Еn), где К - ранг шкалы, N - число учебных заведений, участвующих в рейтинге, Е1 - число наград и премий данного вида в первом учебном заведении, Еn - число наград и премий данного вида в n-учебном заведении. Окончательное значение индекса связи школы с вузами находится путем суммирования перевзвешенных значений для каждого вида связи школы с вузами.

    При подсчете баллов показателям был придан следующий вес:

    Характеристика учащихся (33%)

    В1 (индекс наград и премий школы) - 3%;

    В2 (конкурс) - 3%;

    В3 (оценка знаний учащихся) - 10%;

    В4 (индекс участия во всероссийских и международных олимпиадах) - 6%;

    В5 (процент выпускников, окончивших школу с медалью) - 3%;

    В6 (процент выпускников, поступивших в вузы за последние 3 года) - 8%.

    Характеристика преподавательского состава (28%)

    В7 (число педагогов на 10 учеников) - 5%;

    В8 (индекс квалификации педагогов школы) - 10%;

    В9 (число опубликованных научно-методических работ в расчете на 1 преподавателя) - 9%;

    В10 (число психологов и логопедов на 10 учеников) - 4%.

    Характеристика условий обучения (39%)

    В11 (число учебных предметов сверх стандарта) - 7%;

    В12 (индекс связи школы с вузами) - 7%;

    В13 (международный бакалавриат) - 10%;

    В14 (сумма расходов на обучение 1 ученика в год, тыс.руб.) - 1%;

    В15 (стоимость учебного оборудования на 1 января 1999 года на 1 ученика, тыс.руб.) - 1%;

    В16 (число персональных компьютеров на 10 учеников) - 7%;

    В17 (учебная площадь в расчете на 1 ученика, кв.м) - 1%;

    В18 (число медицинских работников на 10 учеников) - 3%;

    В19 (число посадочных мест в столовой на 10 учеников) - 1%;

    В20 (площадь крытых спортивных сооружений на 1 ученика, кв.м)- 1%.

    Итого 100%.

    При выставлении баллов по каждому показателю использовалась шкала оценок от 1 до 10. При этом минимальному значению показателя в каждой группе присваивался 0, максимальному - 10.

    Например, максимальный процент выпускников, окончивших школы с медалью (В5), был в гуманитарно-экономической школе "Самсон" (Москва) - 42,8%. Минимальный - в Финансово-экономической школе (Москва) - 0,08%. Соответственно эти учебные заведения получили 10 и 0 баллов.

    Чтобы рассчитать баллы учебных заведений, которые по этому показателю находятся между гуманитарно-экономической школой "Самсон" и Финансово-экономической школой, был найден натуральный вес (V) одного пункта измерений:

    V=(max-min):10=(42,8-0,08):10=4,27.

    Зная натуральный показатель индекса связи с вузами (N), легко найти балл для каждого учебного заведения:

    В12=(N-min):V.

    Например, для лингвистической гимназии №1531 (Москва):

    В12=(7-0,08):4,27=1,62 балла.

    И так по всем показателям.

    Итоговый балл для каждого вуза был рассчитан по формуле, составленной с учетом веса каждого показателя:

    W = 1хВ1 + 2хВ2 + 10хВ3 + 5хВ4 + 5хВ5 + 9хВ6 + 8хВ7 + 10хВ8 + 6хВ9 + 8хВ10 + 3хВ11 + 5хВ12 + 10хВ13 + 1хВ14 + 1хВ15 + 5хВ16 + 1хВ17 + 8хВ18 + 1хВ19 + 1хВ20.

    Расчет рейтинга был произведен в два этапа. На первом этапе были составлены рейтинги по категориям учебных заведений: общеобразовательные школы (таблица 3), лицеи (таблица 4), гимназии (таблица 5), негосударственные школы (таблица 6). Затем данные по всем учебным заведениям были сведены в общую таблицу для выявления 100 лучших школ (таблица 1). При этом, разумеется, изменились и сумма баллов, и места, которые занимали школы в рейтингах по категориям учебных заведений.

    В таблице 2 приведены дополнительные сведения о 100 лучших школах.


   ТАБЛИЦА 1. 100 лучших школ России


   ТАБЛИЦА 2. Дополнительная информация о школах


   ТАБЛИЦА 3. Лицеи


   ТАБЛИЦА 4. Гимназии


   ТАБЛИЦА 5. Общеобразовательные школы


   ТАБЛИЦА 6. Негосударственные школы

    Группа расчета рейтинга: корреспонденты Павел Кисляков, Татьяна Рощупкина, Ольга Хирина.

На главную страницу ©1998-2000

Оглавление

2005-12-01
E-mail: KPML (kpml@kpml.ru); 610020, г.Киров, ул.Труда, д.16 (корпус 1), тел (8332) 216-900  
610018, г. Киров, ул. Школьная, 1 (корпус 2), тел. (8332) 213-900