Ведь школа без Профсоюза,
Как без учителя класс.
Пусть крепнут содружества узы!
Иными мы быть не должны:
Учительство и Профсоюзы –
Основа единства страны!
О роли профсоюзов в обществе и их деятельности в средствах массовой информации говорится мало.Поэтому большинство граждан России продолжают еще связывать деятельность профсоюзов с распределением путевок на лечение и отдых, оплатой по больничным листам, организацией досуга работников, выполнением роли инспекторов администрации по охране труда. Вряд ли кто будет оспаривать, что профсоюзов в нашем дореформенном обществе фактически не было. Они тогда и не нужны были, так как была продекларирована власть трудящихся, которым защищаться от самих себя было бы абсурдом.
Сейчас другое время, появились социальные противоречия, в том числе и в сфере трудовых отношений, сторонами которых, как известно, являются работодатели и работники. К сожалению, государство много сделало для создания класса предпринимателей или работодателей и чрезвычайно мало для формирования стороны работников в лице профсоюзов. Действующее законодательство не способствует реформированию «старых» профсоюзов и не создает условий для развития новых, настоящих профсоюзов. А имеющиеся у профсоюзов права трудно реализовать в силу слабой дееспособности правоохранительных органов, которые чаще всего заведомо нацелены на защиту работодателей. Причин отстранения власти от оказания необходимой помощи работникам в создании дееспособных профсоюзов несколько:
- во-первых, противоречия между трудом и капиталом еще не носят массового и острого характера;
- во-вторых, у многих чиновников существует понимание, что работники должны сами, без вмешательства государства, позаботиться о защите своих интересов.
С таким пониманием трудно согласиться, если учитывать, что у россиян отсутствует готовность к самозащите, а государство обязано влиять на структуризацию общества. Как представляется, основной же причиной недостаточного внимания государства к проблемам профсоюзного движения является недооценка роли профсоюзов в обществе. Их роль видится только в защите прав и интересов наемных работников, и тем самым - в смягчении социально-трудовых отношений. Без сомнения, это одна из приоритетных задач профсоюзов, однако их роль в общественных отношениях значительно шире. Самостоятельные профсоюзы могут потенциально выступать в роли партнеров работодателей, содействуя развитию производительности труда.
Профсоюзы должны держать работодателей в постоянном напряжении, вынуждая тем самым неуклонно совершенствовать управление производством, повышать его эффективность. Видится и еще одна не менее важная роль профсоюзов. В настоящее время граждане в России не чувствуют и не осознают себя общественной частицей. Большинство граждан живут каждый сам по себе. Они потеряли доверие ко всем и вся: не верят государственным и общественным органам; не верят тем, кого сами же избирают в представительные органы; не верят и в свою способность влиять на общественные процессы.
Формирование структуры гражданского общества должно начаться с создания профсоюзов, так как объединение граждан по месту работы, по профессиональным и насущным интересам наиболее понятно и необходимо. Совместная деятельность по отстаиванию своих прав и интересов, определенные достижения в этом будут способствовать появлению у россиян веры в свои силы, в способность общими усилиями влиять на изменение существующей действительности. Это будет способствовать объединению граждан и по другим интересам. Так постепенно должна будет сформироваться структура гражданского общества, без которой не может ни появиться, ни существовать демократическое общество.
А профсоюзы должны быть в этой структуре одним из основных институтов.
Именно в школе обучаются будущие работодатели и работники, те, кто выберет разные профессии и будет трудиться в различных сферах производства. Поэтому именно в школе должны даваться первичные знания о профсоюзном движении в нашей стране.
По – моему, первичные знания о деятельности профсоюзов необходимо давать учащимся при обсуждении выбора будущей профессии, так как эта общественная организация объединяет людей разных по возрасту, полу, национальности. Вопросы для учащихся:
- Считаешь ли ты необходимым, чтобы в современном российском обществе работали общественные организации, защищающие права работников?
- Планируешь ли вступить в такую организацию?
- Хочешь ли участвовать в ее работе по защите прав работников, в том числе молодежи?
- Считаешь ли возможным создание в школе ученической профсоюзной организации?
Возможно, разговор о профессии родителей вернет в нашу жизнь так недостающие сейчас семейные династии специалистов - профессионалов.
Поступив в профессиональные учебные учреждения студенты, в основном, вступают в свою первую первичную профсоюзную организацию, роль которой сейчас особенно важна, так как является основой профсоюзного движения. Что же может сделать молодежное сообщество для цивилизованного решения своих проблем. Для обеспечения себе в данное время и в будущем такого труда, который можно было назвать и считать достойным? Молодежи необходимо объединиться для борьбы за свои права. Профсоюзы могут их защитить, если это будет какое-то молодежное объединение внутри профдвижения.
Профсоюз – единственная проверенная временем форма коллективной защиты трудовых прав. Человек, вступивший в профсоюз, может рассчитывать на поддержку не только своих товарищей на предприятии, в учебном заведении, но и общероссийских и даже международных федераций профсоюзов, кампании солидарности.
Закончив учебное заведение, молодые специалисты вновь задаются вопросами:
- трудности в трудоустройстве,
- низкая заработная плата,
- нет жилья, невозможно его приобрести.
Проблемы работающей молодежи на уровне государства практически не решаются. Особенно от этого страдает российская школа - нехватка молодых специалистов. Вот здесь и должен прийти на помощь молодому специалисту профсоюз - человеку в одиночку трудно защитить свои права, а профсоюзная организация самая массовая…
1. Первичная профсоюзная организация должна активнее участвовать в принятии мер по обеспечению молодых специалистов жильем:
- совместно с работодателями и учредителем учебных учреждений находить возможным льготное субсидирование на приобретение жилья (сейчас необходимо быть в городской очереди);
- предоставить общежития молодым специалистам, после окончания вузов – при обязательной работе в учреждениях образования.
2. Первичная профсоюзная организация должна популизировать профессию учителя, поэтому выходить на законодательный уровень с проблемой статуса российского учителя, когда учитель не только должен, но и имеет право.
3. Третий, немаловажный вопрос, который первичная организация тоже должна продвигать, вопрос об оплате педагогического труда, если оплата будет достойной, то все проблемы с кадрами будут решены…
И тогда будут в школе молодые учителя, в детских садах не будет вакансий для воспитателей. Ученики захотят стать учителями (а не только получить педагогическое образование) и придут в школу.
4. В России необходимо активно развивать профсоюзные объединения, поэтому важно отдельно готовить специалистов, которые будут выстраивать отношения между работниками и работодателями.
Наша страна заинтересована в том, чтобы у нас существовали различные формы профессиональных союзов, объединяющие граждан, которые отражают их позицию, защищают их трудовые права. Диалог между различными объединениями профсоюзов, а также объединениями работодателей при участии государства, крайне необходим и особенно востребован в период социальных проблем, таких, как например финансовый кризис, который затрагивает самым серьезным образом всех. Именно профсоюз и выступает гарантом гражданского общества:
Ты – студент, работник вуза, воспитатель или педагог,
Встань в ряды родного профсоюза, чтоб никто сломить его не смог.
Будем жить достойно и счастливо, поколенье новое растить.
Профсоюз наращивает силу, чтобы нас с тобою защитить.