Учитель физической культуры, первая квалификационная категория
Образование - высшее (Кировский Гос. пед.инстут им.В.И.Ленина, 1985, специальность - физическое воспитание, квалификация - учитель физкультуры)
Педагогический стаж - 35 лет Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» подразумевает модернизацию образования в обозримо сжатое время – до 2020 года. Предполагаемое «всестороннее развитие школьников» в соответствии с документами, определяющими процесс модернизации обучения и воспитания, основывается на изменении характера учебного процесса и способов организации деятельности учащихся. Из пассивного потребителя знаний, исполнителя воли учителя учащийся должен стать активным субъектом познавательной деятельности. «Крайне важно, - отмечал еще в конце 80-х годов И.Я.Лернер,- постоянное напряжение мысли учащихся, возбуждение их мыслительной деятельности всеми доступными средствами и, прежде всего, вовлечением их в коллективную познавательную деятельность».
Освоение учащимися определенных видов человеческой деятельности через коллективную познавательную деятельность приводит к тому, что содержание обучения становится деятельностью в связи с решением проблемы учебной и деятельностью коммуникационной в связи с овладением социальной нормой. Познавательно – деятельностная модель образования, по Т.И Шамовой, интенсифицирует реализацию возможностей и коллектива учащихся и индивидуального ученика за счет активизации учащегося и его личного участия в деятельности ученического сообщества.
Ярко и последовательно эффективность и оптимальность организации коллективной познавательной деятельности школьников прослеживается на уроках физической культуры. Проблемы, с которыми сталкивается учитель физической культуры, начиная работу с учащимися образовательного учреждения, усиливаются в школах – лицеях и гимназиях, в классах с углубленным изучением отдельных предметов. К числу таких проблем относятся: неадекватность, как правило, завышенная самооценка учащимися уровня сформированности индивидуальной подготовленности в процессе конкретной образовательной и повседневной деятельности; неумение управлять своими эмоциями при осуществлении творческого сотрудничества в коллективных формах физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности; неумение и даже нежелание предупреждать конфликтные ситуации и находить выходы из спорных ситуаций, возникающих в частности, в игровой и соревновательной деятельности на уроках физической культуры, терпимо относиться к одноклассникам, имеющим более низкую физическую подготовленность.
Более того, эти проблемы признаются актуальными и обозначены для решения в документах Федерального государственного образовательного стандарта начального и основного общего образования. Определяющими по физической культуре признаются: деятельностные подходы в обучении и воспитании как оптимизирующие процесс достижения учащимися личностных, метафизических и предметных результатов. В категории личностных результатов - это «формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мировоззрению, культуре, вере, гражданской позиции, к истории, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира». В категории метапредметных результатов, в области нравственной культуры - «проявление уважительного отношения к окружающим, товарищам по команде, соперникам, проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности».
Таким образом, обозначенные проблемы, которые возникают в современной школе на уроках физической культуры, могут успешно решаться при организации коллективной познавательной деятельности. Особенно эффективно – через включение в ход урока народных подвижных игр, которые формируют уверенность, развивают организаторские умения, лидерские качества. Ю.Е Лукоянов замечает: « Успех окрыляет ребенка, способствует выработке инициативы, уверенности в своих силах, обеспечивает впоследствии формирование характера борца, верящего в свои силы».
Народные подвижные игры – традиционное средство педагогики. В них ярко отражены культурные традиции, национальные устои, представления о чести, мужестве, смелости, желание обладать ловкостью, красотой и быстротой движений, проявлять смекалку, творческую выдумку, волю, находчивость и стремление к победе. В народных играх много шуток, юмора, соревновательного задора; они часто сопровождаются неожиданными «веселыми» ситуациями, считалками, потешками.
Задача учителя научить детей играть активно и самостоятельно. Объяснение новой игры может происходить по-разному. Если игра не сюжетная, то кратко и выразительно дается представление о ее содержании, последовательности игровых действий, расположение игроков, инвентаря ( атрибутов), правилах игры. Объяснение сюжетной игры, можно начать с рассказа о национальных обычаях того народа, в чью игру предстоит играть. Затем кратко рассказать сюжет игры, пояснить роль водящего, распределить роли. По ходу игры учитель контролирует точность выполнения движений, следит за дозировкой нагрузки, делает замечания, регулирует взаимоотношения между играющими. А также учит их быстро принимать решение и приводить его в исполнение в создавшейся игровой ситуации, проявлять инициативу, оказывать игрокам товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели и при этом испытывать радость. Дети наглядно убеждаются в преимуществе общих усилий и начинают осознавать, что успех выполнения заданий во многом зависит от умения действовать согласованно с другими. В конце игры следует проанализировать поступки участников, похвалить тех, кто проявил дружелюбие, смелость, выдержку, ловкость, желание помочь . Акценты могут быть разными: поощрить, активизировать застенчивых детей, показать на примере активных, как важно быть смелым и ловким, указать на досадные ошибки.
Приобретенные в подвижных играх навыки положительных взаимоотношений служат основой для проявления у играющих чувства товарищества, взаимовыручки, способности заботиться об общем успехе, а не только о своих результатах. Правильно подобранные подвижные игры способствуют развитию многообразных функций: образовательной, оздоровительной, воспитательной, коммуникативной, творчески детерминирующей, адаптивной. Кроме этого, благодаря соблюдению установленных правил игры блокируют негативные черты характера, предотвращая девиантное (отклоняющееся от норм) поведение. В подвижно игровой деятельности ребенок расширяет свой личный жизненный опыт и кругозор, знакомится с играми разных народов, с их обычаями и традициями, что способствует воспитанию национальной культуры. Играя с разными детьми и противодействуя им, каждый ребенок учится оценивать деловые, физические и нравственные качества других ребят, признавать и понимать их неповторимую индивидуальность, не зазнаваться при выигрыше, не унывать при проигрыше, сохранять дружеские отношения с проигравшими. Он начинает понимать, что результат в любой коллективной деятельности зависит от: мотивов и устойчивых установок, от четкого и слаженного взаимодействия, проявления выдержки и ответственности, способности терпеть, преодолевая усталость, умения взаимодействовать с партнерами, подчинять свои интересы интересам команды.
Внимание учителей Кировской области должны привлечь игры народностей, населяющих наш регион:
1. «Биляша» (марийская народная игра)
2. «Удмуртские горелки» (удмуртская народная игра)
3. Перетяни за линию «Эздэн йогеру» (татарская народная игра)
4. Скок – перескок «Кучтем – куч» (татарская народная игра)
5. Стой, олень! «Сует, кор!» (игра народов Коми)
6. Коршун (русская народная игра)
Русские народные игры: лапта, пятнашки, чехарда, третий лишний, гуси – лебеди, удочка, штандер, пустое место.
Наряду с развитием физических навыков народные игры способствуют формированию ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями.
Игровые приемы организации познавательной деятельности школьников на уроках физической культуры воспитывают такие качества личности, как толерантность, умение критически оценивать свои возможности для выполнения конкретной задачи в сравнении с другими членами команды, инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения.
Список литературы:
1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Ж. Завуч №3, 2010.
2. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., Просвещение, 1981.
3. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. М., Наука, 1983.
4. Погадаев Г.И. Играйте в игры народов России. Ж. Физическая культура в школе, 2001.
В статье рассматривается опыт работы по организации уроков на коньках: обозначены педагогические принципы, сформулированы задачи занятий, предложен их чёткий алгоритм. Эффективность работы учителя физической культуры подтверждена результатами: это и призовые места в городских спортивных соревнованиях, и массовый интерес учащихся, учителей и родителей к отдыху на коньках. Предлагается способ формирования поведенческой модели, направленной на сознательное и осознанное занятие физической культурой.
Современная российская школа не обеспечивает всех необходимых условий, которые позволили бы ей стать местом формирования здоровья. Государственные стандарты образования практически по всем предметам предлагают активно применять здоровьесберегающие технологии, а учебные программы включают темы, формирующие умения и навыки здорового образа жизни, сознательного и ответственного отношения к сохранению и укреплению здоровья.
В связи с этим повышается роль и значимость учителя физической культуры. Его задача – укреплять здоровье детей, содействовать физическому развитию, развитию специальных навыков в отдельных видах спорта. Но он же обеспечивает внедрение в практику работы учителей школы таких принципов деятельности и таких методик, которые позволяют воспитать психически здорового, социально адаптированного и физически развитого человека. Понятие здоровья в настоящее время рассматривается не только как отсутствие заболевания, но и состояние полного социального, физического и психического благополучия. Одним из путей решения данной задачи является развитие интереса к занятиям физической культурой, самосовершенствованию.
Школьники – дети своего века, технического прогресса. Болезнь века – гиподинамия, т.е. понижение двигательной активности. Основными способами борьбы с последствиями гиподинамии являются все виды физической тренировки: физкультура, спорт, туризм, физический труд. Особенно полезны занятия на свежем воздухе, что обеспечивает раздел учебных программ по физической культуре – лыжная подготовка. Но, учитывая интересы учащихся, возможности учебного заведения, специализацию учителя, а также возможность вариативности содержания учебной программы, в нашей школе были введены уроки на коньках.
Историки спорта отмечают, что катание на коньках как элемент физической культуры и вид состязания, увиденное Петром Первым в Голландии и затем привезенное в Россию, вошло в быт народа, стало одним из любимых развлечений.
Во время занятий на коньках в работу включаются почти все мышцы тела, благодаря чему усиливается деятельность сердечнососудистой и дыхательной систем, а также повышается обмен веществ. Катаясь на коньках или занимаясь спортом на чистом зимнем воздухе, учащиеся выполняют большую физическую работу в благоприятных гигиенических условиях. Такие занятия благотворно влияют на организм, укрепляют нервную систему, создают бодрое, жизнерадостное настроение, являются сильным закаливающим средством.
Закаливание позволяет избежать многих болезней, сохранить высокую работоспособность. Закаливающее действие воздуха на организм способствует повышению тонуса нервной и эндокринной систем. Под влиянием воздушных ванн улучшаются процессы пищеварения, совершенствуется деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, изменяется морфологический состав крови (в ней повышается количество эритроцитов и уровень гемоглобина). Пребывание на свежем воздухе улучшает общее самочувствие организма, оказывая влияние на эмоциональное состояние, вызывает чувство бодрости, свежести.
Я вышла на родительские собрания с предложением о проведении учебных занятий на коньках, предварительно согласовав этот вопрос с администрацией школы. Имею тренерский опыт (19 лет) работы с оздоровительными группами и группами начальной подготовки по фигурному катанию на коньках: на стадионе «Прогресс», ФСК «Локомотив», СК «Союз». Аргументами для родителей послужили: обязательность зимнего вида спорта в учебной программе, опыт преподавателя, утверждение, что коньки – это модно, актуально (т.к. летом популярно катание на роликовых коньках). Коньки удобны для переноски, не требуют отдельного помещения для хранения (в отличие от лыж), доступны в пунктах проката. И самое главное – пребывание на свежем воздухе - это огромная польза для здоровья.
В организации уроков по коньковой подготовке целесообразно опираться на следующие педагогические принципы:
- принцип сознательности и активности,
- принцип наглядности,
- принцип доступности и индивидуализации,
- принцип систематичности,
- принцип постепенного повышения требований (динамичности).
Составленная рабочая программа преследовала следующие задачи:
- обучить качественному владению коньком,
- развивать следующие двигательные качества: координацию движений, скоростно-силовых качеств, равновесия, гибкости, быстроты, взрывной силы, выносливости (данные из исследований ВНИИ физической культуры),
- формировать навыки здорового образа жизни, развивать волевые и нравственные качества,
- углубить представление о зимних видах спорта,
- воспитать привычку к самостоятельным занятиям данными видами спорта в свободное время.
Предлагается такой алгоритм работы с учащимися:
1. Подготовка к занятиям по конькам начинается с подводящих упражнений в зале. Это:
- упражнения на силу мышц ног;
- специальные упражнения: передвижение скрестным шагом, имитация бега по повороту: по ровной поверхности, в гору, по лестнице;
- различные варианты прыжков;
- упражнения на укрепление голеностопных суставов;
- упражнения в равновесии статическом, динамическом (на полу и повышенной опоре).
2. Подготовка спортивного инвентаря. Это инструктаж:
- виды коньков;
- как правильно подбирать коньки;
- как хранить, переносить, надевать коньки.
3. Подготовительные упражнения перед выходом на лед (на коньках, на снегу).
4. Инструктаж по технике безопасности (в т.ч. обучение падениям на льду).
5. Ледовая подготовка.
За основу были взяты упражнения фигурного катания в сочетании с упражнениями из хоккея и скоростного бега. Спортивный инвентарь - фигурные и хоккейные коньки, т.к. именно на них ученик получает более полную возможность легко скользить по дугам, менять направление и фронт скольжения, изменять кривизну дуги.
Основные задачи ледовой подготовки:
- обучение правильному отталкиванию;
- обучение реберному скольжению;
- беговые упражнения;
- старты, стартовый разбег;
- силовые упражнения;
- упражнения на координацию, на ловкость;
- упражнения в статическом равновесии;
6. Подвижные и спортивные игры.
7. Эстафеты.
8. Зачетные упражнения.
Эффективность уроков на коньках очень высокая:
- повысилась занятость детей в спортивных секциях: конькобежный спорт, хоккей, фигурное катание. Лучшие из них к настоящему моменту являются членами сборных команд города и области по указанным видам спорта,
- участие сборной команды школы в городских соревнованиях «Серебряные коньки»:
2006 год - 2 место,
2007 год – 1 место,
2008 год – 1 место,
- стало школьной традицией ежемесячное посещение массового катания на стадионе «Локомотив», СК «Союз»,
- проведение школьных соревнований соревнования по бегу на коньках (в параллели),
- валеологический показатель.
Занятия по конькам проходят в зимнее время года, когда увеличивается количество простудных заболеваний в школе. Занятия детей на свежем воздухе позволяют снизить процент заболеваемости учащихся в параллелях, где проходит данный вид занятий.
Данный опыт может являться помощью в решении аналогичных проблем в других образовательных учреждениях: на уроках и при работе в спортивных секциях.
Список литературы
1. Бабенкова Е. А. Как помочь детям стать здоровыми. Методическое пособие.
М.: ООО Издательство «Астрель» 2004
2. Коростелев Н. Б. Воспитание здорового школьника. М.: «Просвещение» 1986
|