Новости Ученикам Родителям Безопасность Контакты Карта сайта Поиск 

Косачева Лариса Давидовна

О лицее
Сведения об образовательной организации
Поступающим
Наши достижения
Образовательная деятельность
Платные образовательные услуги
Мероприятия, олимпиады и конкурсы
Научное лицейское общество
Расписание
Страницы учителей
Сотрудничество
Профсоюзная жизнь
Ссылки

Косачева Лариса Давидовна

Учитель информатики, высшая квалификационная категория

Образование - высшее (Кировский политехнический институт, 1988, специальность - электронно-вычислительные машины, квалификация - инженер-систематик)

Педагогический стаж - 25 лет


Материалы для учащихся (файлы в формате doc, docx, pdf)


Памятка учителю при работе над проектами

Критерии оценивания выполненных проектов должны включать:
•    аргументированность выбора темы,
•    обоснование, значимость выполненной работы
•    выполнение этапов проектирования,
•    законченность,
•    материальное воплощение,
•    заинтересованность проблемой проекта.

Основные недочеты
1.    Не проставлены ссылки на источники
2.    Забывают указать авторство
3.    Ошибки при форматировании текстовой документации
4.    Непропорциональное разделение работы между участниками проекта

Предлагаемые мероприятия:
1.    В течении сентября сформировать списки учеников с выбранными и согласованными темами.
2.    Выработать стиль оформления в каждом МО или общий стиль по лицею.
3.    Скорректировать критерии оценивания.
4.    К концу сентября написать полное ТЗ по каждой теме и выдать ученикам.
5.    В начале октября ознакомить учеников с основными нормативными документами по оформлению проекта.


Интернет-ресурсы по информатике для учителя

www.ixbt.com – содержит достоверную и полную информацию об аппаратном обеспечении компьютера.
www.infojournal.ru – Научно-методический журнал «ИНФОРМАТИКА И ОБРАЗОВАНИЕ».
school-db.informika.ru – Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
В Единой Коллекции размещены учебно-методические материалы, которые ориентируют учителя на внедрение современных методов обучения, основанных на использовании информационно-коммуникационных технологий. В её состав вошли наборы цифровых ресурсов к большому количеству учебников, используемых в школах России, разнообразные тематические и предметные коллекции, а также другие учебные, культурно-просветительские и познавательные материалы. Представлены в Коллекции и инновационные учебно-методические разработки, мотивирующие к использованию образовательных технологий, принципиально изменяющих образовательную среду, делающих её адекватной требованиям информационного общества.
www.rusedu.info
Этот сайт посвящен информатике и ИКТ в образовании. При его создании ставилась задача собрать в одном месте большое количество интересного материала по данной теме, а также дать возможность учителям информатики и педагогам, использующим компьютер на своих уроках и внеклассных мероприятиях, обменяться опытом, методическими материалами, компьютерными программами и др. Ещё одно направление деятельности сайта - разработка и предоставление ОУ удобного и надежного инструмента для создания единого информационного пространства школы, города, района.
inf.1september.ru ‒ газета «Информатика». Издательский дом «Первое сентября»
www.alleng.ru/edu/comp.htm ‒ на данном сайте Вы можете найти и скачать материалы по следующим разделам:
•    К уроку информатики
•    Экзамены, тесты, олимпиады и т.д. по информатике
•    Информатика и программирование - учебные материалы
•    Книги (учебники, справочники, пособия и т.д.) по информатике
uchinfo.com.ua ‒ Уроки информатики. Авторский сайт учителя информатики Макаровой М.Е.
festival.1september.ru/subjects/11/ ‒ Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Преподавание информатики
pspo.it.ru/mod/resource/view.php – Академия АЙТИ. Учебный портал по поддержке внедрения и использования ПСПО в учебном процессе. Учебно-методические материалы
comp-science.narod.ru – Дидактические материалы по информатике. Подготовка к олимпиадам по программированию, задачи, дидактические материалы.
www.computer-museum.ru – Виртуальный компьютерный музей. Иллюстрированная история персональных компьютеров на русском языке.

www.osp.ru/pcworld – журнал «Мир ПК». Компьютерная прессаНазвания сетевых проектов для учителей    Адрес сайта сетевого проекта   
Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики (Соисполнители – РГПУ им. Герцена, НП «Телешкола»)    ito-center.ifmo.ru
edu.of.ru/profil
www.prosv-ipk.ru
АНО «Компьютер и дети» (г.Красноярск)    www.intergu.ru

АНО «Агентство образовательного сотрудничества» (г.Санкт-Петербург)    www.setilab.ru

Красноярский краевой институт повышения квалификации работников образования, Центр развития англоязычного образования     www.eltarea.ru

Саратовский государственный социально-экономический университет    museum.seun.ru/NFPK

Российский университет дружбы народов (Факультет повышения квалификации преподавателей русского языка)    www.forteacher.ru

НОУ Открытый институт «Развивающее образование» (г.Москва)    www.sooro.ru

Оренбургский областной центр повышения квалификации работников образования     www.orenedu.ru

Фонд содействия информатизации образования (г.Москва)    som.fio.ru

Институт дистантного образования Российского университета дружбы народов     www.humanities.edu.ru

Томский государственный университет    ido.tsu.ru

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского    omsk.edu.ru

Московский центр непрерывного математического образования    teacher.math.ru

ГОУ «Приморский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования»    www.iso.pippkro.ru

Брянский государственный университет им. академика И.Г.Петровского    www.bryanskedu.net

ГОУ ВПО Московский институт открытого образования    iso.1mc.ru

Работа над созданием электронных мини-энциклопедий как способ развития интеллектуальных умений и навыков учащихся в ходе проектной деятельности

Актуальность проблемы.

Современный уровень развития общества, совершенствование производства  ставят перед школой задачу формирования творческой личности.

Способность самостоятельно принимать оригинальные решения, обеспечивать свою экономическую независимость на основе постоянного повышения образования и квалификации – эти умения помогут адаптироваться в быстро меняющихся условиях жизни и производства. Трудно представить себе сферу жизни, в которой не была бы востребована творческая личность.

Поэтому все чаще учебный процесс рассматривается как процесс воспитания личности, способной к самоопределению и творческой деятельности.

Проектный подход в значительной мере удовлетворяет такого рода требованиям. Он применим к изучению любой школьной дисциплины и особенно эффективен при установлении межпредметных связей. Причем для достижения максимальной пользы  необходимо, чтобы каждое новое задание, которое учитель предлагает ученику, было  в какой-то мере новым и для самого учителя в отношении:

· усовершенствования учебного процесса,

· развития способности решать новые педагогические проблемы,

· умения переносить найденные удачные принципы решения на другие проблемные ситуации.

Основная задача учителя здесь состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся захотели бы учиться, а также помочь им в процессе обучения. Для этого необходимо не просто мотивировать обучение, но и поддержать эту мотивацию, дать ей дальнейшее развитие. Практика показывает, что учащиеся любят работать в одной команде с учителем, особенно тогда, когда видят практическую значимость своей деятельности, когда могут продемонстрировать свои знания и умения сверх школьной программы, проявить свои творческие способности.

Роль преподавателя изменяется – по-прежнему занимая ключевую позицию в процессе обучения, он уже не только транслятор знаний, а, фактически, менеджер учебного процесса, т.е. определяет:

· как заинтересовать учеников предлагаемой для проработки проблемой

· как максимально эффективно распорядиться имеющимся временем

· что является наиболее сложным для понимания и должно рассматриваться в классе, а что можно вынести на самостоятельное обучение

· как подать материал с наибольшей наглядностью и т.д.

Главной функцией учителя становиться консультирование, т.е. возможность ответить практически на любой вопрос по теме, даже неудачно сформулированный, причем с учетом многих внешних факторов и личностных качеств обучаемого.

У школьника формируется научное мировоззрение в данной области знаний, происходит раскрытие творческого потенциала, идет процесс овладения информационной компетентностью, т.е. способностью ориентироваться в потоке информации, уметь работать с различными источниками информации, находить и отбирать необходимый материал, классифицировать его, обобщать для того, чтобы эффективно решить конкретную проблему.

Развитие интеллектуальных умений и навыков на уроках информатики и ИКТ.

В условиях информатизации общества в целом и образования в частности важную роль в развитии творческих качеств личности учащегося играет предмет информатика и ИКТ. Именно в курсе информатики на первый план выступает формирование у учащегося умения работать с информацией, креативно подходить к вопросу адекватного выбора средств и методов обработки информации и творческого применения.

Одним из решений задачи развития творческих способностей является создание мультимедийных электронных материалов (например, мини-энциклопедий в помощь учителю и ученику) к различным урокам. Метод проектов является наиболее предпочтительным для реализации этой задачи.

Учащимся предоставляется широкий выбор тем проектов для реализации. Следует отметить, что проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. Последние, помимо прочего, способствуют освоению учеником коллективных способов работы.

Немаловажную роль в работе над проектом играет практическая значимость полученного учеником результата и оценка со стороны окружающих. Заключительным этапом работы над проектами является их защита, в которой участвуют все ученики и учителя – предметники, курирующие проект. Уже несколько лет учениками нашего лицея ведется систематическая разработка презентационного материала по многим дисциплинам: географии, истории, литературе, биологии, английскому языку. Все проекты с именами разработчиков активно используются на уроках и внеклассной работе.

Если проанализировать применение метода проектов в лицее на протяжении последних трех лет, то покажется интересным, что сами ученики побуждают учителя к усложнению заданий и расширяют диапазон предметов, по которым выбираются темы проектов.

Учебный год Предмет Составляющие проекта
2007 Английский язык, Геометрия Презентация, пояснительная записка по проекту
2008 География, История, Геометрия Презентация, пояснительная записка по проекту, буклет с наиболее интересными фактами по предмету и варианты заданий для проверки усваиваемости знаний
2009 История, Обществознание, Геометрия Литература, Биология HTML энциклопедия по выбранному предмету с подключаемыми презентацией, видео- или аудио-фрагментами, варианты заданий для проверки знаний, пояснительная записка по проекту

Цели и задачи работы учителя по развитию творческой активности.

Цель: развитие творческой активности через проектную деятельность.

Задачи:

1. Научить учащихся самостоятельно осуществлять информационный поиск и извлекать информацию из различных источников на любых носителях;

2. Научить делать аргументированные выводы на основе найденной информации и

3. Научить творчески перерабатывать полученную информацию для воплощения своего проекта.

Планируемые результаты:

Применение информационных технологий и метода проектов в процессе развития творческих способностей позволяет выделить две группы планируемых результатов:

Относительно учащихся:

· Индивидуальный темп обучения для каждого ученика

· Освоение новых практических приемов

· Возможность творческого переосмысления материала и его креативного применения

· Приобретение навыков

o самостоятельной работы с:

§ источником информации

§ инструментами и технологиями

o коммуникации в:

§ информационном обмене

§ в ролевом взаимодействии

o мыслительной деятельности при

проектировании, планировании, анализе и синтезе

o самоанализа и рефлексии

· Расширение кругозора

· Воспитание толерантности

Относительно учителя:

· Оптимизация учебного процесса за счет высвобождения времени для индивидуальной работы с учащимися

· Формирование общедоступного электронного банка материалов для уроков и внеклассных мероприятий

· Возможность проведения быстрой индивидуальной диагностики результатов процесса обучения

· Выстраивание системы межпредметных связей

· Расширение образовательного пространства

Описание работы над проектом

В соответствии с выбором темы проекта, ученик получает подробно расписанное задание. Составляется календарный план обсуждения и сдачи им различных проектных частей. Координатором является учитель информатики. Учитель- предметник в данном случае выступает в роли консультанта.  Роль координатора и консультанта на протяжении всей работы над проектом чрезвычайно важна, так как нужно учесть индивидуальные способности разных школьников (одни лучше усваивают материал, читая текст, другие - слушая объяснения, третьи - непосредственно пробуя, ошибаясь и находя решения в процессе практической деятельности) и  тщательно скоординировать совместные действия учителя и ученика.

Школьники тоже имеют возможность обсуждать друг с другом свои успехи и неудачи. При этом происходит взаимообучение, что полезно как для обучаемого, так и для обучающего.

В 2009 году по методу проектов работало 59 учеников 11-х классов лицея. Были выбраны темы по пяти учебным предметам. Конечным продуктом деятельности явились электронные мини-энциклопедии по выбранному предмету с подключаемыми презентацией, видео- или аудиофрагментами и варианты заданий для проверки знаний.

Этапы работы над проектом в 2009 году

Предварительный этап:

1. В течение сентября были сформированы списки учеников с перечнем выбранных тем проектов.

2. Был выработан стиль оформления для каждой мини-энциклопедии

3. Были сформированы критерии оценивания.

4. К концу сентября учителем информатики было разработано полное техническое задание по каждой теме и выдано ученикам.

5. В начале октября учитель информатики ознакомил учеников с основными нормативными документами по оформлению проекта.

Основной этап

Включил в себя начало самостоятельной деятельности по поиску и сбору информации, создания версий электронных мини-энциклопедий, коррекции и выбора оптимальной версии, подготовку докладов по защите.

В ходе работы некоторые ученики предложили свои варианты информационного наполнения проекта и его оформления, расширившие содержание работы, что не входило в первоначальный замысел преподавателя (например, в теме по Первой мировой войне, были вставлены биографии почти всех исторических деятелей, участвующих в военных действиях). Но это были затем одни из лучших выступлений на экзамене.

Этап предварительной защиты

В конце 3-й четверти состоялась предварительная защита, где были сделаны сообщения по проектам, выявлены недочеты, намечены пути исправления ошибок.

Основные недочеты, выявленные в ходе предварительной защиты.

1. Ошибки при форматировании текстовой документации.

2. Непропорциональное разделение работы между участниками проекта.

3. Отсутствуют ссылки на источники.

Заключительный этап

В конце 4-й четверти состоялась защита подготовленных и оформленных проектов. В ходе защиты учащиеся делали краткие выступления, отвечали на вопросы комиссии, давали самооценку проектов.

Выполненный проект оценивала комиссия в составе учителей информатики, учителей – предметников и учеников лицея.

Критерии оценивания выполненных проектов включали:

аргументированность выбора темы

обоснование, значимость выполненной работы

выполнение этапов проектирования

законченность

заинтересованность проблемой проекта

Вывод

Работа по методу проектов способствует активизации всех сфер личности школьника - его творческой, интеллектуальной и эмоциональной сфер и сферы практической деятельности, а также позволяет повысить продуктивность обучения, его практическую направленность.

Проектная технология нацелена на развитие личности школьников, самостоятельности, творчества. Она позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный.

Способность учеников самостоятельно принимать оригинальные решения, креативно мыслить, отстаивать свою точку зрения – все это возможно при творческом подходе учителя к осуществлению своей деятельности.

Список использованной литературы

1. Борисова Н.В., Шатохина Л.Ф. Технологические подходы и интерактивные методы. Москва. 2005.

2. Цветкова М.С. Об экспериментальном преподавании курса информатики. М.: Образование и Информатика. – 2002.

3. Косачева Л.Д. Интерактивные методы обучения в информатике. Из опыта работы. Киров. 2009.

Сетевые проекты для учителей

Названия сетевых проектов для учителей Адрес сайта сетевого проекта
Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики (Соисполнители – РГПУ им. Герцена, НП «Телешкола») http://ito-center.ifmo.ru
http://edu.of.ru/profil
http://www.prosv-ipk.ru
АНО «Компьютер и дети» (г.Красноярск) www.intergu.ru
АНО «Агентство образовательного сотрудничества» (г.Санкт-Петербург) www.setilab.ru
Красноярский краевой институт повышения квалификации работников образования, Центр развития англоязычного образования www.eltarea.ru
Саратовский государственный социально-экономический университет http://museum.seun.ru/NFPK
Российский университет дружбы народов (Факультет повышения квалификации преподавателей русского языка) www.forteacher.ru
НОУ Открытый институт «Развивающее образование» (г.Москва) www.sooro.ru
Оренбургский областной центр повышения квалификации работников образования www.orenedu.ru
Фонд содействия информатизации образования (г.Москва) http://som.fio.ru
Институт дистантного образования Российского университета дружбы народов www.humanities.edu.ru
Томский государственный университет http://ido.tsu.ru
Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского http://omsk.edu.ru
Московский центр непрерывного математического образования http://teacher.math.ru
ГОУ «Приморский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» www.iso.pippkro.ru
Брянский государственный университет им. академика И.Г.Петровского www.bryanskedu.net
ГОУ ВПО Московский институт открытого образования http://iso.1mc.ru
E-mail: KPML (kpml@kpml.ru); 610020, г.Киров, ул.Труда, д.16 (корпус 1), тел (8332) 216-900  
610018, г. Киров, ул. Школьная, 1 (корпус 2), тел. (8332) 213-900