Актуальность проблемы.
Современный уровень развития общества, совершенствование производства ставят перед школой задачу формирования творческой личности.
Способность самостоятельно принимать оригинальные решения, обеспечивать свою экономическую независимость на основе постоянного повышения образования и квалификации – эти умения помогут адаптироваться в быстро меняющихся условиях жизни и производства. Трудно представить себе сферу жизни, в которой не была бы востребована творческая личность.
Поэтому все чаще учебный процесс рассматривается как процесс воспитания личности, способной к самоопределению и творческой деятельности.
Проектный подход в значительной мере удовлетворяет такого рода требованиям. Он применим к изучению любой школьной дисциплины и особенно эффективен при установлении межпредметных связей. Причем для достижения максимальной пользы необходимо, чтобы каждое новое задание, которое учитель предлагает ученику, было в какой-то мере новым и для самого учителя в отношении:
· усовершенствования учебного процесса,
· развития способности решать новые педагогические проблемы,
· умения переносить найденные удачные принципы решения на другие проблемные ситуации.
Основная задача учителя здесь состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся захотели бы учиться, а также помочь им в процессе обучения. Для этого необходимо не просто мотивировать обучение, но и поддержать эту мотивацию, дать ей дальнейшее развитие. Практика показывает, что учащиеся любят работать в одной команде с учителем, особенно тогда, когда видят практическую значимость своей деятельности, когда могут продемонстрировать свои знания и умения сверх школьной программы, проявить свои творческие способности.
Роль преподавателя изменяется – по-прежнему занимая ключевую позицию в процессе обучения, он уже не только транслятор знаний, а, фактически, менеджер учебного процесса, т.е. определяет:
· как заинтересовать учеников предлагаемой для проработки проблемой
· как максимально эффективно распорядиться имеющимся временем
· что является наиболее сложным для понимания и должно рассматриваться в классе, а что можно вынести на самостоятельное обучение
· как подать материал с наибольшей наглядностью и т.д.
Главной функцией учителя становиться консультирование, т.е. возможность ответить практически на любой вопрос по теме, даже неудачно сформулированный, причем с учетом многих внешних факторов и личностных качеств обучаемого.
У школьника формируется научное мировоззрение в данной области знаний, происходит раскрытие творческого потенциала, идет процесс овладения информационной компетентностью, т.е. способностью ориентироваться в потоке информации, уметь работать с различными источниками информации, находить и отбирать необходимый материал, классифицировать его, обобщать для того, чтобы эффективно решить конкретную проблему.
Развитие интеллектуальных умений и навыков на уроках информатики и ИКТ.
В условиях информатизации общества в целом и образования в частности важную роль в развитии творческих качеств личности учащегося играет предмет информатика и ИКТ. Именно в курсе информатики на первый план выступает формирование у учащегося умения работать с информацией, креативно подходить к вопросу адекватного выбора средств и методов обработки информации и творческого применения.
Одним из решений задачи развития творческих способностей является создание мультимедийных электронных материалов (например, мини-энциклопедий в помощь учителю и ученику) к различным урокам. Метод проектов является наиболее предпочтительным для реализации этой задачи.
Учащимся предоставляется широкий выбор тем проектов для реализации. Следует отметить, что проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. Последние, помимо прочего, способствуют освоению учеником коллективных способов работы.
Немаловажную роль в работе над проектом играет практическая значимость полученного учеником результата и оценка со стороны окружающих. Заключительным этапом работы над проектами является их защита, в которой участвуют все ученики и учителя – предметники, курирующие проект. Уже несколько лет учениками нашего лицея ведется систематическая разработка презентационного материала по многим дисциплинам: географии, истории, литературе, биологии, английскому языку. Все проекты с именами разработчиков активно используются на уроках и внеклассной работе.
Если проанализировать применение метода проектов в лицее на протяжении последних трех лет, то покажется интересным, что сами ученики побуждают учителя к усложнению заданий и расширяют диапазон предметов, по которым выбираются темы проектов.
Учебный год | Предмет | Составляющие проекта |
2007 | Английский язык, Геометрия | Презентация, пояснительная записка по проекту |
2008 | География, История, Геометрия | Презентация, пояснительная записка по проекту, буклет с наиболее интересными фактами по предмету и варианты заданий для проверки усваиваемости знаний |
2009 | История, Обществознание, Геометрия Литература, Биология | HTML энциклопедия по выбранному предмету с подключаемыми презентацией, видео- или аудио-фрагментами, варианты заданий для проверки знаний, пояснительная записка по проекту |
Цели и задачи работы учителя по развитию творческой активности.
Цель: развитие творческой активности через проектную деятельность.
Задачи:
1. Научить учащихся самостоятельно осуществлять информационный поиск и извлекать информацию из различных источников на любых носителях;
2. Научить делать аргументированные выводы на основе найденной информации и
3. Научить творчески перерабатывать полученную информацию для воплощения своего проекта.
Планируемые результаты:
Применение информационных технологий и метода проектов в процессе развития творческих способностей позволяет выделить две группы планируемых результатов:
Относительно учащихся:
· Индивидуальный темп обучения для каждого ученика
· Освоение новых практических приемов
· Возможность творческого переосмысления материала и его креативного применения
· Приобретение навыков
o самостоятельной работы с:
§ источником информации
§ инструментами и технологиями
o коммуникации в:
§ информационном обмене
§ в ролевом взаимодействии
o мыслительной деятельности при
проектировании, планировании, анализе и синтезе
o самоанализа и рефлексии
· Расширение кругозора
· Воспитание толерантности
Относительно учителя:
· Оптимизация учебного процесса за счет высвобождения времени для индивидуальной работы с учащимися
· Формирование общедоступного электронного банка материалов для уроков и внеклассных мероприятий
· Возможность проведения быстрой индивидуальной диагностики результатов процесса обучения
· Выстраивание системы межпредметных связей
· Расширение образовательного пространства
Описание работы над проектом
В соответствии с выбором темы проекта, ученик получает подробно расписанное задание. Составляется календарный план обсуждения и сдачи им различных проектных частей. Координатором является учитель информатики. Учитель- предметник в данном случае выступает в роли консультанта. Роль координатора и консультанта на протяжении всей работы над проектом чрезвычайно важна, так как нужно учесть индивидуальные способности разных школьников (одни лучше усваивают материал, читая текст, другие - слушая объяснения, третьи - непосредственно пробуя, ошибаясь и находя решения в процессе практической деятельности) и тщательно скоординировать совместные действия учителя и ученика.
Школьники тоже имеют возможность обсуждать друг с другом свои успехи и неудачи. При этом происходит взаимообучение, что полезно как для обучаемого, так и для обучающего.
В 2009 году по методу проектов работало 59 учеников 11-х классов лицея. Были выбраны темы по пяти учебным предметам. Конечным продуктом деятельности явились электронные мини-энциклопедии по выбранному предмету с подключаемыми презентацией, видео- или аудиофрагментами и варианты заданий для проверки знаний.
Этапы работы над проектом в 2009 году
Предварительный этап:
1. В течение сентября были сформированы списки учеников с перечнем выбранных тем проектов.
2. Был выработан стиль оформления для каждой мини-энциклопедии
3. Были сформированы критерии оценивания.
4. К концу сентября учителем информатики было разработано полное техническое задание по каждой теме и выдано ученикам.
5. В начале октября учитель информатики ознакомил учеников с основными нормативными документами по оформлению проекта.
Основной этап
Включил в себя начало самостоятельной деятельности по поиску и сбору информации, создания версий электронных мини-энциклопедий, коррекции и выбора оптимальной версии, подготовку докладов по защите.
В ходе работы некоторые ученики предложили свои варианты информационного наполнения проекта и его оформления, расширившие содержание работы, что не входило в первоначальный замысел преподавателя (например, в теме по Первой мировой войне, были вставлены биографии почти всех исторических деятелей, участвующих в военных действиях). Но это были затем одни из лучших выступлений на экзамене.
Этап предварительной защиты
В конце 3-й четверти состоялась предварительная защита, где были сделаны сообщения по проектам, выявлены недочеты, намечены пути исправления ошибок.
Основные недочеты, выявленные в ходе предварительной защиты.
1. Ошибки при форматировании текстовой документации.
2. Непропорциональное разделение работы между участниками проекта.
3. Отсутствуют ссылки на источники.
Заключительный этап
В конце 4-й четверти состоялась защита подготовленных и оформленных проектов. В ходе защиты учащиеся делали краткие выступления, отвечали на вопросы комиссии, давали самооценку проектов.
Выполненный проект оценивала комиссия в составе учителей информатики, учителей – предметников и учеников лицея.
Критерии оценивания выполненных проектов включали:
• аргументированность выбора темы
• обоснование, значимость выполненной работы
• выполнение этапов проектирования
• законченность
• заинтересованность проблемой проекта
Вывод
Работа по методу проектов способствует активизации всех сфер личности школьника - его творческой, интеллектуальной и эмоциональной сфер и сферы практической деятельности, а также позволяет повысить продуктивность обучения, его практическую направленность.
Проектная технология нацелена на развитие личности школьников, самостоятельности, творчества. Она позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный.
Способность учеников самостоятельно принимать оригинальные решения, креативно мыслить, отстаивать свою точку зрения – все это возможно при творческом подходе учителя к осуществлению своей деятельности.
Список использованной литературы
1. Борисова Н.В., Шатохина Л.Ф. Технологические подходы и интерактивные методы. Москва. 2005.
2. Цветкова М.С. Об экспериментальном преподавании курса информатики. М.: Образование и Информатика. – 2002.
3. Косачева Л.Д. Интерактивные методы обучения в информатике. Из опыта работы. Киров. 2009.