Новости Ученикам Родителям Безопасность Контакты Карта сайта Поиск 

Зобнина Марина Александровна

О лицее
Сведения об образовательной организации
Поступающим
Наши достижения
Образовательная деятельность
Платные образовательные услуги
Мероприятия, олимпиады и конкурсы
Научное лицейское общество
Расписание
Страницы учителей
Сотрудничество
Профсоюзная жизнь
Ссылки

Зобнина Марина Александровна

Учитель начальной школы, высшая квалификационная категория

Образование - высшее (КГПИ, 1984, специальность - педагогика и методика нач. образов., квалификация - учитель начальных классов)

Педагогический стаж - 30 лет

В 2005 г. на конференции Академии творческой педагогики в г.Сочи Зобнина М.А.Академик Академии творческой педагогики. удостоена почетного звания

В 2008 г. стала победителем конкурса лучших учителей в рамках Приоритетного национального проекта «Образование».

Методические разработки:


ИГРА-СОРЕВНОВАНИЕ КАК ФОРМА КОНТРОЛЯ 3А КАЧЕСТВОМ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

Читать – это ещё ничего не значит;

что читать и как понимать

читаемое – вот в чём главное дело.

К. Д. Ушинский

В начальной школе чтение выступает и как предмет, и как средство получения нужной информации, обогащения читательского опыта, формирования стойкого интереса к книге и потребности в чтении, а главное – развитие личности младшего школьника.

При этом контролю и оценке подлежат такие показатели обученности по предмету (учебные компетентности) как навык чтения, начитанность, умения работать с книгой, навыки и умения собственно читательской деятельности. Затруднения вызывают контроль и оценка качества самостоятельного (внеклассного) чтения учащихся. С этой целью многие учителя практикуют ведение читательских дневников. Однако, данная форма контроля не всегда результативна и, на наш взгляд, отражает скорее количественную, часто формальную, сторону чтения, чем его качественные характеристики. О трудностях оценки качества самостоятельного чтения младших школьников говорит в своих трудах по возрастной психологии Н.С. Лейтес. «Среди учеников начальных классов, - отмечает учёный, - довольно много таких, которые не проявляют склонности читать, но очень любят, когда им читают другие. Обычно это связано с тем, что процесс чтения – узнавание слов и речевых оборотов по их буквенному изображению – задерживает, даётся ещё с трудом, поглощает внимание детей, тогда как, слушая чтение других, быстрое и правильное, они могут легко следить за самим повествованием. Понятно, что об умственном развитии и интересах таких детей нельзя судить по их отношению к чтению и количеству прочитанных ими книг» [1, с. 99]. Кроме того, многие учащиеся по совету родителей, а порой и учителей, заменяют прочтение книги просмотром фильма-экранизации. Безусловно, это экономит время и силы ребёнка, т.к. просмотр фильма не требует от него волевых усилий и позволяет за короткое время получить большой объём информации. Однако следует заметить, что такой ученик-зритель может рассуждать лишь о содержании фильма и режиссёрской работе, а не о содержании художественного произведения и литературных приёмах писателя.

Мы считаем, что главной характеристикой качества самостоятельного чтения учащихся являются не скорость воспроизведения ими читаемого текста и не количество записанных в читательском дневнике названий книг, а степень понимания прочитанного, глубина проникновения в содержание книги, которые возможны лишь в том случае, если ученик думает над книгой, выстраивает на основе текста свой диалог с автором. «Понять, - пишет специалист в области психологической герменевтики А.А. Брудный, - значит обрести знание. Такое знание, которое отражает суть вещей, соединяет нечто ранее неизвестное с уже известным, превращает ранее разрозненное в систему. Но к этому сущность понимания не сводится: система, в которую включается новое знание, функциональна, действенна. Это система, ориентированная на применение знания» [2, с. 24]. Возможность учащихся применить полученные в процессе чтения книги знания реализуется нами через разные формы внеклассной работы, в том числе и через организацию игр-соревнований [3, с.].

Игра-соревнование при этом выполняет несколько функции. Её проведение позволяет учителю определить степень прочтения и уровень понимания содержания произведения отдельными учащимися и класса в целом. Игровая форма контроля снимает напряжение, обычно возникающее в ходе проверки знаний, а соревнование стимулирует каждого учащегося к внимательному прочтению текста.

С целью контроля качества чтения для игры составляются задания, которые соответствуют пяти способам кодировки текста автором и отражают особую, по мнению Ролана Барта, коммуникативную функцию художественных текстов. Содержание заданий формулируется с опорой на фактуальную, концептуальную и подтекстовую информацию, заключённую в тексте, и носит интегративный характер. Это способствует приобщению к чтению детей, имеющих разные познавательные интересы и предметные (математические, лингвистические и др.) пристрастия, а также позволяет оценить умение учащихся применять, полученные в ходе уроков знания и умения в новой обстановке (правильно решать задачу, грамотно писать слова, подбирать точные эпитеты, правильно устанавливать причинно-следственные связи и т.д.).

Приведём некоторые задания игры по роману Д. Дэфо «Робинзон Крузо» (3 класс).

Задание «Кого в романе называют «бенамуки»?» опирается на знание фактуальной информации романа и заинтересует учеников склонных к запоминанию деталей, отдельных фактов. (Бенамуки – это божество, которому поклонялись людоеды.)

Вопрос «Что Робинзон называет «памятник моей глупости»?» требует не только ответа, но и объяснения, с опорой на знание содержания романа. («Памятником своей глупости» Робинзон называл первую сделанную им лодку.)

Выполнение следующего задания, требует знаний об окружающем мире, блеснуть которыми смогут юные натуралисты. «Если козы были на горе, а Робинзон появлялся под ними в долине, всё стадо в испуге кидалось прочь от него; но если случалось, что Робинзон был на горе, а козы паслись в долине, тогда они не замечали охотника». Почему?» (Вот как это в романе объясняет сам Робинзон: «…Это привело меня к заключению, что глаза животных не приспособлены для того, чтобы смотреть наверх, и что, следовательно, они часто не видят того, что происходит над ними».)

Будущим философам будет интересно продолжить одну из житейских мудростей Робинзона Крузо: «Дурное употребление материальных благ часто является вернейшим путём…» («…к величайшим невзгодам»).

А решение задачи из «задачника отшельника» доставит удовольствие ученикам с математическим складом ума. Вот эта задача: «Сколько часов терял я из-за отсутствия инструментов, помощников и недостатка сноровки! Так, например, я потратил 42 дня только на то, чтобы сделать доску для длинной полки в моём погребе, между тем как два плотника, имея необходимые инструменты, выпиливают из одного дерева шесть таких досок за полдня». Сколько досок могли бы сделать 2 плотника за 42 дня, если бы работали с той же производительностью? (504 доски.)

Задание «Опиши прогулочный костюм Робинзона», требует от ученика не только напряжения памяти, но и подключения воображения и использования образной речи. («На голове у меня красовалась высокая бесформенная шапка из козьего меха со свисающим назад затыльником…, короткий камзол с полами, наполовину прикрывающий бёдра, штаны до колен…, нечто вроде полусапог, застёгивающихся сбоку, как гетры. Поверх куртки широкий кушак из козьей шкуры, кожаный ремень через плечо с застёжками, две сумки с порохом и с дробью. На спине болталась корзина, на плече я нёс ружьё, а над головой держал огромный меховой зонтик, крайне безобразный.»)

Выполнение такого рода заданий позволяет максимально сблизить три мира, которые проявляются, взаимодействуют, взаимопроникают в процессе чтения: мир автора, мир текста, мир читателя; сделать чтение и понимание произведения личностно значимым для каждого ученика. В результате, понимание произведения читателем, по определению А.А. Брудного, «выступает как при­своение знания и обращение его в составную часть психологиче­ского механизма, регулирующего деятельность в соответствии с требованиями практики. Когнитивная функция понимания именно и заключается в том, чтобы обрести определенное знание о дейст­вительности и применить его; в результате понимания знание ста­новится частью внутреннего мира личности и влияет на регуляцию ее деятельности» [2, с. 24].

Безусловно, подготовка таких игр-соревнований требует от педагога временных и творческих затрат. Однако затраты эти оправданы. Игры-соревнования – для детей всегда праздник, которого они с нетерпением ждут, к которому готовятся, о котором рассказывают родным и близким, праздник, который запоминается и долго вспоминается. А это значит, что запоминаются и вспоминаются книги, встреча и беседа с которыми сделала этот праздник возможным.

Литература

1. Лейтес, Н.С. Возрастная одарённость и индивидуальные различия: избранные труды [Текст] / Н.С.Лейтес. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «Модек», 2003.- 464 с.

2. Брудный А.А. Психологическая герменевтика [Текст] / А.А. Брудный. - М.: Лабиринт, 2005.- 336 с., ил.

3. Зобнина М.А. Как пробудить у младшего школьника интерес к чтению [Текст] / М.А.Зобнина – Киров: «Полекс», 2006.- 56 с.

Скачать

E-mail: KPML (kpml@kpml.ru); 610020, г.Киров, ул.Труда, д.16 (корпус 1), тел (8332) 216-900  
610018, г. Киров, ул. Школьная, 1 (корпус 2), тел. (8332) 213-900