Новости Ученикам Родителям Безопасность Контакты Карта сайта Поиск 

Поглазова Ирина Егоровна

О лицее
Сведения об образовательной организации
Поступающим
Наши достижения
Образовательная деятельность
Платные образовательные услуги
Мероприятия, олимпиады и конкурсы
Научное лицейское общество
Расписание
Страницы учителей
Сотрудничество
Профсоюзная жизнь
Ссылки

Поглазова Ирина Егоровна

Учитель физической культуры, высшая квалификационная категория

Образование - высшее (Гос.орд.Ленина и Кр.Знамени институт физической культуры им.П.Ф.Лесгавта, 1987, специальность -  физическая культура и спорт, квалификация - преподаватель-тренер по волейболу)

Педагогический стаж - 28 лет


Занятия физической культурой как фактор улучшения социализации учеников лицея

Вопросы социализации подростков и, в частности, школьников всегда являлись важной темой таких наук, как педагогика, социология, психология. И сегодня данная тема не теряет актуальность — растущая информатизация общества, с одной стороны, даёт всему обществу и подросткам удобные каналы для коммуницирования, в первую очередь, Интернет и социальные сети, а с другой стороны — разрушает реальные каналы общения.По данным всероссийского фонда «Дружественный Рунет» 78,1% несовершеннолетних довольно часто выходят в Интернет, причём у 22% из них есть друзья, которых они не знают в реальной жизни. При этом следует отметить, что общение в Интернете и общение в реальной жизни не тождественны. При реальном разговоре значительную роль играет невербальная коммуникация: мимика, жесты, поза, интонация — то, что полностью отсутствует при текстовом Интернет-общении. По этой причине школьники могут испытывать затруднения при общении в реальной жизни с одноклассниками, и эта проблема стоит достаточно остро.Один из факторов, оказывающих положительное влияние на социализацию школьников — занятия физической культурой. Связь физической культуры с социализацией индивида была многократно описана, в частности, в книге Н.И. Пономарева «Социальные функции физической культуры и спорта».Попробуем выделить механизмы влияния физической культуры на социализацию школьников.

  • Улучшение общего физического состояния позволяет школьнику меньше уставать, быть более активным — а значит чаще вступать в социальные взаимодействия. При этом уверенность в собственных физических силах зачастую становится источником уверенности в собственной точке зрения, даёт возможность её отстаивать, делая коммуникацию более важной и интересной для школьника.
  • Улучшение общего физического состояния позволяет школьнику выполнять более эффективную невербальную коммуникацию - известно, что более активная жестикуляция способствует более активному восприятию сообщаемой информации собеседником. Кроме того, физически тренированный человек является носителем принципиально иной невербальной семиотики.
  • Занятия физической культурой способны предотвращать возникновение факторов, негативно влияющих на развитие личности и социализацию — алкоголизм, табакокурение, наркомания. Это явление изучается, например, в работе Антипова В.А. «Первичная профилактика наркомании в молодёжной среде на основе формирования физической культуры личности».
  • Есть возможность ликвидировать отсталость в физическом развитии отдельных учеников, которая может оказывать негативное влияние на социализацию.
  • Занятия физической культурой способствуют построению более доверительных отношений. Упражнения в парах, в группах и, тем более, спортивные и подвижные игры способны качественно поменять взаимоотношения внутри конкретного коллектива – класса.
  • Совместные занятия физической культурой, как и любые совместные мероприятия, становятся точкой соприкосновения интересов членов коллектива. Как пример, у школьников после уроков волейбола и баскетбола, в которую был вовлечён весь класс, появляется тема для общего разговора. Спортивные праздники, соревнования, проводимые среди учащихся и вместе с родителями, также дают много вопросов для обсуждения.
  • Занятия физической культурой положительно коррелируют с успеваемостью учеников (это показал, например, Chomitz в работе «The Relationship between Physical Activity, Weight, and Academic Achievement»). При этом сам фактор успеваемости может быть очень важен для социализации в таком образовательном учреждении, как лицей, где учебным результатам придаётся особое значение.

Как можно заметить, в вышеприведённом списке механизмов влияния физической культуры на социализацию школьников есть сразу несколько, которые могут сгладить негативное влияние перехода коммуникаций из реальной жизни в Интернет. Следовательно, роль физической культуры в успешной социализации школьников будет только возрастать. Способствуя социализации, физическая культура способствует и здоровому развитию личности у подрастающего поколения.

E-mail: KPML (kpml@kpml.ru); 610020, г.Киров, ул.Труда, д.16 (корпус 1), тел (8332) 216-900  
610018, г. Киров, ул. Школьная, 1 (корпус 2), тел. (8332) 213-900