|
|
|
|
Учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория
Образование - высшее (КГПИ, 1976, специальность - русский язык и литература, квалификация - учитель русского языка и литературы)
Педагогический стаж - 39 лет Старый спор между физиками и лириками в нашем лицее, конечно, актуален. Но любовь к точным наукам не предполагает неуважение к предметам гуманитарного цикла. Учителя русского языка и литературы разрабатывают уроки, помогающие учащимся не только реализовать себя, но и выступить соавторами на занятиях уже с пятого класса. Чтобы создать условия для подпитки творчества, радости открытия окружающего мира через уроки литературы, чтобы продолжить работу над грамматически правильной речью, необходимо сделать интересными уже первые занятия в начале учебного года в пятом классе. Нетрадиционные уроки разрабатываю по теме «Сказки». Те из них, которые предложены для изучения и помещены в учебник, известны ещё дошкольникам, и не вижу смысла «пережёвывать» этот материал. Но никогда не позволяла себе подходить к этой теме как к делу несерьёзному, детской забаве. В этом учебном году спланировала и провела уроки, которые помогли ученикам реализовать себя: стать авторами, сценаристами, режиссерами, актерами. На первом уроке предложила просто представить любимую сказку в виде рекламы книги, рассказа о том, как и когда познакомился с этой сказкой, и ответить на вопрос, чем она тебе понравилась, может быть, проиллюстрировать её или рассказать о своеобразии оформления этих сказок известными художниками (например, В.М.Васнецовым, И.Я.Билибиным, М.А.Врубелем), похвастаться сказочными книгами из домашней библиотеки. Ко второму уроку было предложено домашнее задание для пяти групп: - создать сказку в кукольном театре,
- сыграть в театре теней,
- показать эпизод из литературной сказки,
- нарисовать иллюстрации-загадки к любимым сказкам,
- познакомить нас с театром масок.
Произведение надо было подобрать самим, и группы создавались самостоятельно. Результатом этого урока было написание для театра теней сказки, получившей название «Приключение в стране геометрии», где пирамидка-мечтательница в итоге превратилась в шар. Ёжик из сказки С.Козлова «Трям! Здравствуйте…» вместе с зайцем исполнили чудесную песню, летая на воздушных облаках импровизированного кукольного театра. Дети, которые умеют и любят рисовать, проиллюстрировали сказку А.Милна «Винни Пух и все, все, все», задавая при этом не совсем стандартные вопросы. Один из них звучал так: «Почему на этом рисунке у пчел такие злые глаза?» Группа мальчиков сыграла эпизод из сказки Салтыкова-Щедрина «Дурак». При этом главный герой, как и положено в сказках, был очень милым и обаятельным. Маски добра и зла, вопроса и ответа продемонстрировали в «Песне садовника» Л. Кэрролла. На третьем уроке надо было переписать старую сказку на новый лад. Урок прошел на взрыве эмоций. Была показана «Золушка», которая являлась дочерью известного олигарха, а в роли принца выступил сын Президента. Причем, когда разыскивали девушку, было дано объявление в газете. Коллаж с фотографиями вызвал большое внимание. Следующей была известная сказка «Три медведя». Но герои были новые: Михайло Душегуб, Настасья Отравовна, Мишутка Хулиган и вместо Машеньки был Мишенька, который сломал iPhone 4, игрушку Медведицы – видео плеер, и ещё разбил ноутбук. Милый Колобок был известным DJ-ем, устав от такой адской работы ,убежал в отпуск. Сочинили мюзикл «Мэри Поппинс» и с успехом исполнили его. Алиса, полюбив путешествовать, очутилась в стране World of Tanks. Знакомые и такие незнакомые сказки, осовремененные и представленные на суд не только одноклассникам, но и сыгранные перед первоклашками, с которыми работает первая учительница моих новых ребят. С интересом смотрела на игру и с грустью осознавала, что товарно-денежные отношения и виртуальность вытеснили духовный смысл такой любимой, вечерней, волшебной, народной сказки. НО похвалив детей, и оценив их творчество(конечно, всем поставила «пять»), не задаю д.з., а обещаю на следующий урок предподнести сюрприз.Третий урок начался с музыки П.И.Чайковского «Лебединое озеро», которая сама по себе завораживает и настраивает на что-то возвышенное, волшебное. С некоторыми комментариями на сдвоенном уроке просматриваем удивительный мультфильм «Гадкий утёнок» Гарри Бардина ,положенный на музыку русского классика. Какие чувства переполняли душу у пятиклашек! На их лицах читалось сочувствие, обида за героя, страдание, желание помочь и надежда. Верили они тому, что видели на экране. И мудрости набирались. А одна девчушка, выходя из класса, вдруг как-то по-взрослому произнесла: «Что-то в груди щемит». Итак, сказка не повинуется законам вещества и тяжести, времени и пространства. Она повинуется законам художественной мечты, всесильного волшебства и вопросам нравственности: добра и зла, любви и ненависти, уважения и унижения. Сказка душу создаёт. И поэтому надо читать сказки детям.
Две тысячи лет назад римский поэт Гораций обратился к тем, кто решился сочинять: - Прежде чем станешь писать,
- Научись же порядочно мыслить!
- Книги философов могут тебя в том достойно наставить,
- А выраженья за мыслью придут уже сами собой!
В этом четверостишье Гораций подчёркивает функцию языка: человек, познавая что-либо, ощущает потребность поделиться своими открытиями с другими людьми. Условия для сознательного, осмысленного, а не формального усвоения знаний обеспечивает коммуникативная направленность преподавания русского языка. Она способствует более тесной связи учебного предмета и жизни, так как выполнение учебных заданий на коммуникативном уровне требует, чтобы при создании своего текста ученик учитывал того, к кому обращается с речью, условия, при которых происходит общение, и цели данного речевого высказывания. При этом необходимо помнить, что мысль непрерывно связана с чувствами. Чаще всего это проявляется на уроках литературы и речевого творчества. Если наши ученики созвучно учителю на этих уроках будут «печалиться и радоваться», то мы сохраним в них желание писать, читать и говорить. Развитие речи немыслимо без свободы выбора. Поэтому на уроках речевого творчества мы обычно не только даём не одну тему сочинения, но и обязательно предлагаем разные виды работ одновременно: сочинение (по заданной теме или свободное художественное творчество – эссе, рассказ), написание тезисов, основной части и заключения, составление сложного плана и письменный ответ на вопрос, изложение с элементами сочинения, рецензию на уже написанную работу, редактирование чужого текста, сравнение коллективной работы с образцом опубликованного текста. Тематика сочинений может быть бесконечно разнообразной. Источником этого разнообразия является мир вокруг нас и каждого из нас, проблемы нравственные, философские, социальные, те, которые волновали людей прошлого времени, и нынешнего. Приведём несколько видов работ, которые вызвали интерес учащихся. 1. Сочинение-размышление на вечные вопросы. Ответы получаем удивительные. Примером могут послужить некоторые работы учащихся.
Тема | Цитаты из сочинений | Зачем учить стихи? | - В жизни не бывает лишних знаний, даже если это стихи. Они доставляют мне радость после теорем, задач и сложных примеров. | - Стихи учат думать и чувствовать иначе. | - Помогают душе отдохнуть. | - Они воспитывают во мне романтика. | - Без стихов мир станет другим. Тусклым и бездушным. | - Невозможно представить песню в прозе. | Тварь я дрожащая или право имею? | - Я отношу себя к обыкновенным людям. Конечно, стараюсь сделать свою жизнь светлой, хотя постоянно приходится «преодолевать». А ещё хочу сделать более счастливой жизнь своих близких и не близких людей. | - Я не тварь дрожащая, я из тех, кто право имеет. Но у меня есть совесть и поэтому я не смогу совершить правонарушение. | - Может быть мы «твари дрожащие», кто нас называет народом, избирателями. Но я твёрдо уверен в том, что «право имею» среди своих родных, близких и понимающих меня. | - Я не хочу делить людей на эти две страшные группы. Мы все люди. Я называю себя – Человеком. | - Я не считаю себя равным Творцу, и поэтому не в праве решать, что имею право на совершение чего-то противоугодного Богу или Закону людскому. |
2. Иногда я предлагаю ученикам сочинение-исповедь. Чаще это происходит в среднем звене, когда мы изучаем «Детство. Отрочество. Юность.» Л.Н.Толстого. По этическим соображениям не цитирую работу, потому что при сдаче тетрадей иногда можно услышать вопрос: «А вы никому не покажете тетради?» Это доверие дорогого стоит.
3. Люблю работу со стихами. Это и буриме, и продолжение начатой фразы, и работа над жанром, и т.п. 4. Большую роль в развитии речи играет работа с репродукциями картин профессиональных художников. Начинаю её всегда с изложения, где даётся текст искусствоведа со специальными терминами, значения которых объясняется. Очень ценю поддержку учителей, преподающих мировую культуру. 5. Нравится получать ответы на вопросы–провокации. Примером могут послужить такие темы: «Прав ли был В.Маяковский, сказав в поэме «Хорошо»:«Кругом тонула Россия Блока»?» или «Современен ли Пушкин?». Вот что отвечают старшеклассники на 2 тему: «А.С.Пушкин является стержнем русской классики», «Поэт остаётся неотъемлемой частью нашей жизни», «Невозможно ощущать себя культурным человеком ,не зная стихов Александра Сергеевича». В каждом классе есть группа ребят ,у которых устная и письменная речь достаточно хорошо развита, что позволяет им успешно выполнять письменные творческие задания по литературе и русскому языку. Но при импровизированном устном общении на уроке они могут испытывать многие трудности, чаще психологического характера. Поэтому часто стараюсь давать ситуативно-ролевые задания (Подготовьте диалог на тему «Современная живопись, архитектура, музыка», познакомьте нас с субкультурами, о которых знают немногие ,и др.). Чтобы достичь цели, поставленной обществом перед школой: «подготовить учащихся к жизни, научить их речевому поведению в различных условиях и ситуациях общения», необходимо обратиться к уму и сердцу ученика и сделать его своим собеседником и соавтором урока.
|
|
|
|
|