Новости Ученикам Родителям Безопасность Контакты Карта сайта Поиск 

Ефимова Татьяна Викторовна

О лицее
Сведения об образовательной организации
Поступающим
Наши достижения
Образовательная деятельность
Платные образовательные услуги
Мероприятия, олимпиады и конкурсы
Научное лицейское общество
Расписание
Страницы учителей
Сотрудничество
Профсоюзная жизнь
Ссылки

Ефимова татьяна Викторовна

Учитель Музыки, Искусства и МХК, первая квалификационная категория

Педагог-организатор

Образование высшее (ВГПУ, 2002 год, специальность - культурология, квалификация - учитель культурологии)

Педагогический стаж - 21 год

Сайт учителя


 

 


Использование ИТ на уроках художественно – эстетического цикла

Информационными технологиями в педагогике обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, видео). Компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин – «компьютерная технология обучения».

Компьютерные (новые информационные) технологии обучения – это процессы подготовки и передачи информации обучаемому посредством компьютера.

Целью компьютерных технологий является формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей, подготовка личности «информационного общества», формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.

Использование информационных технологий на уроке создает предпосылки для интенсификации образовательного процесса, а также создания методик, ориентированных на развитие личности обучаемого.

  • одним из более распространенных и предметно универсальных вариантов использования ИТ является компьютерная визуализация учебной информации.

· архивное хранение достаточно больших объемов информации с возможностью ее передачи, а также легкого доступа и обращения пользователя к центральному банку данных.

  • ИКТ облегчают автоматизировать процесс информационно—поисковой деятельности, а также дает возможность многократного повторения фрагмента или эксперимента. А так же помогает автоматизации процессов информационно-методического обеспечения, организационного управления учебной деятельностью и контроля за результатами усвоения (тренировка, тестирование).

Еще один распространенный вариант использования ИКТ - управление отображением на экране моделей различных объектов, явлений, процессов, в том числе и реально протекающих (т.е. использование интерактивной доски).

· Самый распространенный и доступный вариант применения ИКТ - использование программных средств (ПС).

Данные виды деятельности основаны на информационном взаимодействии между учеником, учителем и средствами информационных технологий и вместе с тем направлены на достижение учебных целей, т.е. являются информационно-учебной деятельностью.

Интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса:

повышение эффективности и качества процесса обучения за счет реализации возможностей ИКТ;

обеспечение побудительных мотивов (стимулов), обусловливающих активизацию познавательной деятельности (например, за счет компьютерной визуализации учебной информации, вкрапления игровых ситуаций, возможности управления, выбора режима учебной деятельности;

углубление меж предметных связей за счет использования современных средств обработки информации, в том числе и аудиовизуальной, при решении задач различных предметных областей.

возникает необходимость в формировании так называемого программно-методического обеспечения (ПМО) учебно-воспитательного процесса, которое представляет собой комплекс, включающий:

программное средство учебного назначения или пакет программных средств учебного назначения;

инструкцию для пользователя программным средством учебного назначения или пакетом программных средств учебного назначения;

описание методики (методические рекомендации) по использованию программного средства учебного назначения или пакета программных средств учебного назначения.

Использование в учебном процессе ПК требует новых организационных подходов. В связи с этим особое значение приобретает аудитория, в которой будут проводиться уроки с интенсивным использованием технических средств обучения (ТСО). Организация учебного класса связана с решением ряда гигиенических и эргономических проблем. Но для использования ПС преподавателю нужны навыки управления многочисленной техникой, не говоря уже об умении обращаться с весьма капризными ТСО.

Любой этап урока можно значительно оживить внедрением новых технических средств. Замечательно, что появились учебные электронные издания, в том числе и по преподаванию блока дисциплин эстетического цикла. На уроках я активно использую мультимедийное сопровождение для уроков музыки, входящее в УМК по программе Критской, электронные энциклопедии (Рок – музыка, Шедевры русской живописи), виртуальные прогулки по музеям. Для работы в 5 -9 классах я использую программные продукты, разработанные различными фирмами по заказу Министерства Образования, которые удобны в качестве демонстрационных, а тесты - для первичного закрепления материала. Например, “Уроки МХК Кирилла и Мефодия”.

В рамках оптимального использования средств ИТ для обучения дисциплинам музыка, искусство в школе я выделяю следующие возможности практической реализации способов оптимизации учебного процесса при использовании средств ИТ:

комплексное решение образовательных, воспитательных и развивающих задач;

применение различных типов электронных средств учебного назначения, активизирующих учебную деятельность;

частичное освобождение учителя от выполнения информационной, контролирующей функций;

формирование навыков самостоятельного овладения знаниями, развитие навыков поиска, сбора и обработки информации в сети Интернет;

стимулирование положительной мотивации учения за счет интегрирования всех форм наглядности, осуществления учебной деятельности с немедленной обратной связью и развитой системой помощи.

Я использую готовые электронные учебники, сама составляю электронные приложения к уроку, к отдельным темам, а также привлекаю обучающихся, которые используют ИТ для оформления исследовательских работ, презентаций, слайд – проектов.

Использование электронных учебных пособий позволяет повысить качество обучения, сделать его динамичным, решать несколько задач – наглядность, доступность, индивидуальность, контроль, самостоятельность.

На уроках искусства для большей эффективности я использую предметные коллекции, портреты, видео экскурсии, интерактивные модели, фотографии, иллюстрации объектов, проектируя их на большой экран с помощью проектора. При объяснении нового материала информацию, появляющуюся на экране - комментирую, по необходимости сопровождаю дополнительными объяснениями и примерами. А при закреплении пройденного материала предлагаю учащимся поработать с текстом электронного учебника, выполнить практикумы, интерактивные тесты.

Плюсы использования мультимедийных презентаций для учителя:

· мультимедийные презентации – подсказки с основными моментами урока,

· постепенно складывается личная «медиатека»,

· пропустив урок, ребенок может получить материалы пропущенного урока

· дети испытывают удовлетворение от результатов своего труда. Знания, добытые самостоятельно и с хорошей мотивацией, наиболее прочны и эффективны;

Важное значение в моей работе имеют Интернет-ресурсы. Например, на уроках искусство невозможно обойтись без сетевых информационных ресурсов. Ресурсы музеев и историко-культурных заповедников помогают организовать виртуальную экскурсию, а сайты виртуальных путешествий – интересное учебное виртуальное путешествие непосредственно на уроке.

Информационные технологии не ограничиваются только компьютерными технологиями,

запись фрагментов передач телевидения, освещающих культурные события мира, с последующей демонстрацией на уроках

Видеодокументы позволяют подтверждать, либо опровергать выносимые на обсуждение темы, заставляют мыслить творчески, не по шаблону.

Особенности использования мультимедийной презентации на уроке художественного – эстетического цикла:

· материал урока должен быть разбит на чёткие, законченные части, логично соединённые друг с другом.

· каждая часть должна быть относительно невелика по объему, с тем, чтоб она была хорошо читаема на экране,

· текстовые составные части целесообразно сопровождать фотографиями, иллюстрациями.

· необходимо отбирать фотоматериалы, наиболее точно показывающие специфику той или иной исторической эпохи или памятника культуры и искусства.

· качество фотоматериалов не должно ухудшаться при их увеличении.

Использование информационных технологий помогает стимулировать творческую активность подростков, приобщить их к ценностям мировой художественной культуры, сделать этот процесс более увлекательным.

При условии систематического использования информационных технологий в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения можно значительно повысить эффективность обучения.


Становление ценностных ориентаций учащихся на уроках музыки

Перемены в жизни общества привели к разрушению многолетних идеалов, нравственных и духовных ценностей. Современный учитель старается достичь в своей деятельности оптимального сочетания устойчивых, осознанных знаний по предмету, творческой активности и более осмысленного подхода к жизни, помочь ученикам в становление ценностных ориентаций и стать востребованными в современном обществе. Психологи и педагоги единодушны в том, что период обучения в школе является особым для становления личности: в это время закладываются основы и намечаются направления в формировании моральных и социальных установок. От того, как человек преодолеет этот период, что полезного для себя приобретет, во многом будет зависеть его характер и дальнейшая жизнь.

Важную роль в воспитании и формировании личности, в том числе в становление ценностных ориентаций, играет искусство. Искусство возникает как способ адаптации к миру и является формой духовной деятельности, способной повлиять на мировоззрение человека. Оно помогает осознать все богатство человеческих чувств, их силу и глубину. Человек в искусстве открывает для себя мир и открывает в себе человека, и творит себя как человека в этом мире.

В сборнике нормативных документов области ИСКУССТВО отмечено, что «высшая цель музыкального образования заключается в передаче ценно духовного опыта поколений, сконцентрированного в музыкальном искусстве …и развитие на этой основе положительных черт и свойств личности каждого школьника». (4. 14)

Основное средство достижения такой цели – постоянные и систематические встречи с музыкой, направленные на воспитание эмоционально – ценностного отношения к музыке. Ученик на уроке музыки выступает как слушатель и исполнитель. Педагогические методы и приемы в области развития умений слушать музыку, направлены на активизацию внимания, обеспечение условий для эмоционального восприятия произведений. Недостаточно дать учащимся знания о музыке и научить музыкальным умениям. Ведущей дидактической целью для учителя становится формирования опыта самостоятельного восприятия учащихся и анализа произведения искусства. Восприятие музыки опирается больше на чувства, интуицию, поэтому необходимо научить ребенка выражать свои чувства, грамотно оформлять мысли.

Слушая музыку, мы переживаем не звуки, мы переживаем себя, ведь размышляя над музыкальным произведением, мы раскрываем для себя мир и формируем свое отношение к этому миру. Научиться слушать значит научиться слышать. Чтобы узнать новое, необходимо это новое услышать, не повторять чужие понятия, а добывать свои. Восприятие музыки всегда индивидуально и зависит от качеств и особенностей человека. Поэтому наиболее актуально научить ученика отслеживать собственное восприятие и понимание произведения.

Слушание музыки может и должно стать активной формой музыкальной деятельности. Необходимо пробудить потребность в общении с музыкой, творческую активность в освоении и осмыслении. «Если переживание не осознается, не называется и не воплощается в творчестве, его ценное содержание как бы ускользает от ребенка, словно и не принадлежит ему». ( 2. 30).

Процесс активного слушания включает три фазы: подготовка, слушание, размышление. Часто смысл сознательного восприятия сводится к умению запомнить автора и название, уметь пересказать содержание. Но это лишь направление, в котором может развиваться восприятие произведения искусства. Необходимо создать такие условия, при которых слушатель будет сам искать и находить свои смыслы. Задача учителя музыки – продолжить цепочку: творчество – восприятие – творчество (саморазвитие, самосовершенствование). Практика показывает, что система творческих заданий, способствует становлению ценностных ориентаций учащихся. Происходит это благодаря обращению к личному опыту учащихся, созданию условий необходимости формулировать свое отношение к произведению и его проблематике.

В 7-8 классах эффективно использование приемов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо». Философские и дидактические основы технологии позволяют создать условия активного самопознания, самообучения, выбора своего решения и своей точки зрения.

Таким образом, в настоящее время мало кем отрицается огромные возможности музыкального искусства воздействовать на человека, влиять на становление духовного мира личности, вводить в мир общечеловеческих ценностей. При создании условий для расширения внутренней духовной свободы необходимо побуждать учащихся к собственной творческой деятельности, что благотворно влияет на становление ценностных ориентаций учащихся. Проблема развития комплекса свойств личности, в том числе, нравственно – социального становления требует длительной, целенаправленной работы.

Литература:

1. Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания. – Воронеж, 1998.

2. Мелик – Пашаев А. Первый пласт эстетического развития./Искусство в школе.№6, 2003.

3. Муромцева Г.А. От музыки к культуре: технология развития критического мышления на занятиях по предмету «Музыкальное искусство»./ Перемена. Том 3 (4), 2002.

4. Сборник нормативных документов. Искусство. – М.: Дрофа, 2004. стр.14

5. Серебренникова Ю. жизнь в ее целостном восприятии. /Искусство в школе. №6, 2003.

6. Яновская М.Г. Эмоционально-ценностные технологии нравственного воспитания. – Киров, 1998.


«Есть целый мир в душе твоей …»

Шиляева Г.П.  - учитель русского языка  и литературы, высшая категория, «Отличник народного просвещения», пед. стаж – 30 лет.

Ефимова Т.В. - учитель музыки и  МХК, II категория, пед. стаж – 11 лет.

Русский язык – один из богатейших языков мира. Но состояние современного русского языка (нарушение традиционных литературных норм, стилистическое снижение устной и письменной речи, неоправданное использование заимствованных слов, жаргонизмов) вызывает беспокойство. Снижение уровня речевой культуры очевидно и масштабно.

Важно бережно относиться к родному языку, впитавшему вековой опыт народа. Тема урока позволяет обратиться к проблеме духовного становления и самовыражения личности. Именно жанровый диалог романса и дневниковых записей дает возможность  творческому, осмысленному, личностному восприятию знаний и совершенствованию устной и письменной речи учащихся. При подборе материалов к уроку и разработке заданий учитывались глубина содержания, культурная значимость «текстов» и возрастные особенности аудитории. Диалог литературы и музыки позволяет усилить эмоциональное воздействие, подчеркнуть интимность, лиричность интонаций авторов. Урок развивает коммуникативную компетентность, языковые и речевые умения учащихся, их культуротворческий потенциал.

Тема урока: «Есть целый мир в душе твоей …»

( дневник и романс как способы самовыражения личности)

Цель: Привлечь внимание к проблемам речевой культуры через знакомство с жанром

дневниковой записи и жанром романса.

Задачи:

· Познакомить с особенностями жанра дневниковых записей и жанра романса.

· Развивать коммуникативные компетенции учащихся, языковые и речевые умения, навык работы с текстом.

· Развивать культуротворческий потенциал учащихся.

· Воспитывать эстетический вкус, эмоционально – ценностное отношение к литературе и музыке.

· Способствовать саморазвитию личности.

На уроке присутствовали: учащиеся 8, 9 и 11 классов, учителя города Кирова.

Ход урока.

2007 год – год русского языка. ВГГ выступила инициатором проведения необычных уроков, где поднимаются проблемы сохранения  речевых традиций русского языка в жизни разных поколений.

Сегодня  тема нашего урока: «Есть целый мир в душе твоей …»

В этимологическом словаре слово душа трактуется как внутренний,  психологический мир человека, его сознание.

Какие вы знаете пословицы, поговорки, фразеологизмы со словом душа?

Духовно богатый человек обладает красивой речью.

«Речь, словно реченька журчит,» - говорит А.С.Пушкин. Поэту вторит наш современник В.Федоров:

Нас греет речь.

Нас мысли обжигает пламя.

Душа пытливая, как печь,

Все время топится словами.

Какие возможности есть у человека, чтобы раскрыть свою душу?

Интересный способ фиксировать мысли, эмоции, события пережитого - ДНЕВНИК.

Энциклопедический словарь.

Дневник – (с фр. - калька) – «Журнал» - поденный, ежедневник.

Словарь В. Даля.

Дневник – поденные записи.

Малый толковый словарь под редакцией Лопатина:

А) записи, ведущиеся изо дня в день;

Б) тетрадь для записи заданных ученику уроков и для выставления оценок.

Как жанр зародился в Англии в XVII в. Юные леди и кавалеры чернилами выводили сокровенное в фолиантах. Мода быстро распространилась по Европе и России.

Разновидности дневников:

· Личные  - «уездной барышни альбом».

· Литературные (путевые заметки, мемуары, художественный прием раскрытия образа литературного героя).

Работа с карточками. «Автор и его дневник». Приложение №1.

Познакомьтесь со страницами дневников А.С. Пушкина.

Работа с текстом. Приложение №2.

Задание: назовите отличительные особенности жанра дневниковых записей.

Проверь себя:

1. Датированность (число, месяц, год)

2. Место пребывания.

3. повествование от первого лица.

4. Записи на основе впечатлений.

5. Монологичность или внутренняя диалогичность.

6. Отрывочность мысли, краткость записей.

7. Наличие односоставных, неполных, восклицательных предложений.

8. Эмоционально окрашенная лексика.

Мы уже выявили особенности самовыражения через слово.

Человек может отразить свои переживания  не только словом, но и посредством других видов искусства. Особенность музыки в том, что она позволяет автору выразить свои мысли, чувства и душевные переживания.  Музыка воздействует на слушателя, вызывая ассоциации, опираясь на  эмоциональный жизненный опыт.

Так же, как и в литературе, в музыке  есть особый  глубоко личностный жанр. Это – романс.

Романс - исп. (романсо, петь  по-романски.) – камерное произведение для голоса с сопровождением инструментов, одного или нескольких.

Как жанр стал интенсивно развиваться в XVIII - XIXв. Тогда появляются  элегии, баллады, драматические монологи. Чуть позже появляются песни любовного, шуточного, сатирического и трагедийного содержания.

Звучит романс Шереметьева на стихи Пушкина  «Я вас любил».

Исполняет ученик 10 класса.

Как видите, романс  - это чаще всего вокальный монолог для голоса с музыкальным сопровождением,   где отражены глубокие драматические индивидуальные переживания.

Драматизм индивидуальных переживаний отражается в

· характере музыки,

· в поэтическом тексте,

· в интонационных приёмах певца-исполнителя

· в музыкальном сопровождении.

«О загадочной русской душе столько сказано, столько пропето»,  - читаем в сборнике стихов вятского поэта В.Вострикова.

Литература и музыка помогают активизировать внутренние ресурсы,  способствуют личностному развитию человека. Дневниковые записи - это еще и свидетельство времени.

Предлагаем вам работу с выдержками из дневников, используя прием «Двойного дневника».

Приложение №3.

Мог ли дневник принести беду автору? А.С. Пушкин писал: «В конце 1825 года я принужден был сжечь записки. Они могли замешать многих и, быть может, умножить число жертв».

В годы сталинских репрессий советских людей отучили вести дневники.

Современен ли дневник сегодня? Стоит ли сохранять «привычки милой старины»?

В Интернет-сайте газеты «Амурская правда» есть статья Т.Поповой

«Литературные дневники реанимируют личность».

Автор статьи оценивает не только смысл жанрового своеобразия современных дневников, но и их нравственный аспект и речевое своеобразие.

Необходимо беречь  красоту родной речи, пополняя богатство мысли, отточенность фразы.

Слово русское - не тусклое:

Не мельчи,

Не мельтеши-

И оно прольется музыкой

В пойму песенной души.

( О.Поскребышева)

Звучит «Серенада» Шуберта.

Сегодня мы говорили об особенностях самовыражения в музыке  и слове. Предлагаем  записать   в  вашем «Двойном дневнике» впечатления от сегодняшнего урока.

А домашним заданием будет:

9 кл.- сочинение-этюд  «Листок дорожного дневника. «Дорога в школу».

11 кл.- сочинение - этюд «Один день из жизни выпускника лицея».

Завершает наш разговор о «бездонном мире» человеческой души песня «Каждый выбирает для себя» в исполнении Сергея и Татьяны Никитиных.

Приложение №1.

Автор и его дневник.

Задание: 8-9 классы – найти соответствие.

11 класс – найти соответствие и дополни список авторов.

1 вариант. Автор и его дневник.

автор дневник
Дж. Свифт «Записки сумасшедшего»
Н.В. Гоголь. «Дневник писателя»
Ф.М. Достоевский «Робинзон Крузо»
«Дневник лишнего человека»
«Дневник для Стелы»
«Записки юного врача»

2 вариант. Автор и его дневник.

автор дневник
Д.Дефо. «Записки сумасшедшего»
И.С. Тургенев. «Дневник писателя»
Ю. Олеша. «Робинзон Крузо»
«Дневник лишнего человека»
«Дневник для Стеллы»
«Ни дня без строчки»

3 вариант. Автор и его дневник.

автор произведение
Г. Адамович. «Маска и душа»
М.Булгаков. «Дневник писателя»
Ф.Шаляпин. «Блокадная книга»
«Дневник лишнего человека»
«Дневник для Стеллы»
«Записки юного врача»

Правильный вариант.

Дж. Свифт.    «Дневник для Стеллы»

Д.Дефо.         «Робинзон Крузо»

Н.В. Гоголь.  «Записки сумасшедшего»

И.С. Тургенев. «Дневник лишнего человека»

Ф.М. Достоевский. «Дневник писателя»

Ю. Олеша.    «Ни дня без строчки»

М.Булгаков.  «Записки юного врача»

Г. Адамович. «Блокадная книга»

Ф.Шаляпин. «Маска и душа»

Приложение №2.

Работа с текстом.

Познакомьтесь со страницами дневников А.С. Пушкина.

Из Михайловского дневника А.С. Пушкина.

1824, Ноябрь 19. Михайловское. Вышед из Лицея, я почти тотчас уехал в псковскую деревню моей матери. Очень обрадовался сельской жизни: русской бане, клубнике и крыжовнику.

6 мая 1830 г. Участь моя решена. Я женюсь, т.е. жертвую независимостью, моей беспечной, прихотливой независимостью, моими роскошными привычками, уединением, непостоянством.

Приложение №3.

«Двойной дневник».

9 класс.

Выдели фразы, которые нашли отклик в твоей душе Прокомментируй свой выбор.
Дневник Анны Франк. «… Нам, молодым, вдвойне трудно защищать свои взгляды в такое время, когда рушатся все идеалы, когда люди проявляют себя с самой мерзкой стороны, когда все усомнились правде, в справедливости, в боге…» Автор дневника погибла в годы Великой Отечественной Войны.

11 класс.

Выдели фразы, которые нашли отклик в твоей душе Прокомментируй свой выбор.
Из дневников Льва Николаевича Толстого. 25 мая 1867г. «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, ошибаться, начинать и бросать… А спокойствие – душевная подлость». 7 марта1877г. «Человеческой природе свойственно делать то,  что лучше… в человеке живет божественный свет, сошедший с неба, и этот свет есть разум».

Гости.

Выдели фразы, которые нашли отклик в твоей душе Прокомментируй свой выбор.
Дневник М.Пришвина. 14 января 1951. « Читаю «Войну и мир» - не читаю, а пью. Интересно бы знать, как это читает теперь молодежь … в чем же сила Толстого?» 13 июня 1952г. «Быть русским, любить Россию – это духовное состояние. Боже мой! Как не легко жилось, как удалось уцелеть!» 16 октября 1952г. «Осень в деревне тем хороша, что чувствуешь, как  быстро и страшно проносится жизнь, ты же сам сидишь где – то на пне, лицом обращенным к заре, и ничего не теряешь, все остается с тобой.

Приложение № 4.

Отзывы.

Тема урока глубока и значима для русского человека, для интеллигентного человека, живущего не только внешней, но и внутренней жизнью. А это всегда актуально. В уроке использованы различные приемы активизации внутренней речи человека (романс, двойной дневник). Все участники урока были активны, каждый постарался заглянуть в мир своей души.

Косолапова Т.К.,

зам. директора ВВГ.

Это был урок – открытие новых знаний, в ходе которого шло развитие коммуникативной информационной компетентности учащихся, что особенно важно в современном образовательном воспитательном процессе. Атмосфера урока располагала к диалогу, к личностному общению. Интеграция разных предметов позволила учащимся использовать знания, умения и навыки, полученные в разных учебных областях.

Все участники были не объектами, а субъектами учебного процесса, а это особенно значимо.

Хочется работать и творить после вашего урока.

Карпова Л.Е.,

руководитель метод. объединения

учителей русского языка и литературы

школы № 28.

Человек должен постоянно находиться в поисках, душа должна обретать себя в сомнениях и вопросах. Дневник – это разговор человека с самим собой, источник поиска и размышлений.

Бабушкин Максим. 11 класс.

Мне понравилась добрая атмосфера урока. Дневник помогает людям выразиться. Часто не хватает человека, которому можно доверять.

Репина Анастасия. 8 класс.

Мне очень понравился этот разговор. Я понял, как надо вести дневник. Я узнал как можно самовыражаться. А еще я понял, что можно выразить себя через музыку. И как много у великих и простых людей.

Малыгин Артем. 8 класс

Урок был интересным и оригинальным. Особое внимание обратила на слова о том, что русских людей отучили вести дневники. Мы привыкли делиться своими переживаниями только с близкими.

Дрожжачих анна. 11 класс.

Урок был очень нестандартным и интересным. Мы обсуждали, обсуждали и еще раз обсуждали… Я думаю, что даже тот, кто ничего не сказал за урок, конечно унес с собой глубину впечатлений. Ведь все это очень личностно.

Шиврин Илья. 9 класс.

Приложение №5

Список дополнительной литературы.

1. Михаил и Елена Булгаковы. Дневник Мастера и Маргариты. – М., ВАГИРУС, 2003.

2. Головина Э. Д. Наш язык в вопросах и ответах. – Киров: ООО «АСА», 2007.

3. З.Н. Люстрова, Л.И. Скворцов, В.Я. Дерягин.  – беседы о русском слове, М.,

4. Пословицы. Поговорки. Загадки / Сост., А.Н. Мартынова, В.В, Митрофанова. – М.: Современник, 1986.

5. Тимофеев – Еропкин Б.Н. «Правильно ли мы говорим?» Записки писателя. Лениздат. 1963. «Знание», 1978.

6. Фрейлина Ее Величества. «Дневник и воспоминания Анны Вырубовой». – М.. Советский писатель, 1991.

7. Шанский н.М. Русский язык на «отлично». Ростов н/Дону «Феникс», 1998.


E-mail: KPML (kpml@kpml.ru); 610020, г.Киров, ул.Труда, д.16 (корпус 1), тел (8332) 216-900  
610018, г. Киров, ул. Школьная, 1 (корпус 2), тел. (8332) 213-900